Posted 22 марта 2008,, 00:03

Published 22 марта 2008,, 00:03

Modified 1 апреля, 22:51

Updated 1 апреля, 22:51

Атомный киндер-сюрприз для Японии

22 марта 2008, 00:03
"Атомэнергопром" и Toshiba подписали соглашение о развитии сотрудничества, которое в перспективе сделает этот альянс мировым лидером в отрасли. Похоже, что выбор в пользу Toshiba обусловлен не только экономическими, но и политическими причинами: теперь Японии будет несколько неловко высказывать претензии по поводу Курил.

Российский государственный холдинг "Атомэнергопром" и японская корпорация Toshiba подписали соглашение о развитии сотрудничества в мирном использовании атомной энергии. В перспективе данный альянс может стать мировым лидером в отрасли. При этом «Атомэнергопрому» пришлось выбирать из стоящих в очереди к нему потенциальных партнеров. И, похоже, выбор в пользу Toshiba имеет политическую подоплеку.

Документ подписали глава "Атомэнергопрома" Владимир Травин и президент - управляющий директор Toshiba Ацутоши Нисида. Соглашение предусматривает, что российский госхолдинг "Атомэнергопром", управляющий предприятиями гражданской части атомной отрасли России, будет вместе с японской Toshiba проектировать АЭС, производить оборудование, продукты и услуги ядерного топливного цикла. Сообщается, что в дальнейшем между компаниями может быть налажено стратегическое партнерство.

«Пока соглашение носит рамочный характер, поскольку и российские и японские компании ждут вступления в силу двустороннего соглашения о мирном использовании атомной энергии», - уточнил гендиректор Союза энергоэффективности РФ Семен Драгульский.

В настоящий момент холдинг «Атомэнергопром» входит в четверку крупнейших в мире компаний на рынке продукции и услуг ядерного топливного цикла. Кроме российской госкорпорации лидерами этого рынка являются международные альянсы Areva - Siemens, GE - Hitachi и Toshiba - Westinghouse. Точнее, японский производитель ядерных реакторов Toshiba Corporation в 2006 году купил 77% акций американской компании Westinghouse Electric, построившей большинство АЭС в США.

Как отметил директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН Леонид Большов, «японцы очень активно занимаются консолидацией мировых активов: они купили Westinghouse, они вступили в тесное сотрудничество с GE, образовали некий альянс с европейской компанией Areva». «Нам нельзя оставаться в стороне от этого процесса», - подчеркнул эксперт.

«До сих пор в мире существовало три стратегических альянса: «Арева-Сименс», «Тошиба-Вестингауз», «Дженерал Электрик – Хитачи», - заявил первый заместитель председателя комиссии Совета Федерации РФ по естественным монополиям Валентин Межевич. - Причем все знали, что первым станет тот, кто договорится о партнерстве с российским «Атомэнергопромом».

В общем, подписанное соглашение позволит именно «Атомэнергопрому» и Toshiba стать лидерами мирового ядерного рынка.

Интересно, что на этой же неделе Минэкономразвития РФ на своем сайте опубликовало проект концепции развития России до 2020 года, где обозначено, что объем экспорта оборудования и технологий российской атомной отрасли к 2020 году должен достичь уровня не менее $8-14 млрд (в ценах 2006 года). Данный документ в настоящее время разослан на согласование в ведомства. Правительство РФ планирует рассмотреть его в мае 2008 года.

В соответствии с предлагаемой концепцией одной из приоритетных задач отрасли на среднесрочную перспективу как раз и становится обеспечение интеграции российской атомной энергетики в мировую экономику.

То есть «Атомэнергопром» работает даже с «опережением графика». При этом позиция - зарабатывать на строительстве и обслуживании АЭС за рубежом, чтобы потом вкладывать полученную прибыль в развитие российской атомной энергетики - является для госкорпорации чуть ли не генеральным девизом.

И ведь действительно перспективы мирового рынка крайне заманчивы. Как подсчитал заместитель председателя комитета по энергетике Госдумы Константин Зайцев, США и Китай будут строить более 100 реакторов, Индия - около 40, Великобритания - больше 10-ти. Новые станции заимеют Литва, Польша, Турция, Финляндия, Болгария...

"С учетом того, что стоимость одного атомного энергоблока составляет порядка 2 миллиардов долларов, становится понятным финансовый объем этого рынка», - заявил Зайцев.

В общем, «Атомэнергопрому» просто пришлось выбирать из стоящих в очереди к нему потенциальных партнеров. Но возникает вопрос - почему первой в очереди оказалась именно Toshiba?

"Технологии производства оборудования и инжиниринг строительства атомных станций - это те ноу-хау, которые есть у японцев, и которых недостает российским компаниям, - пояснил Драгульский. - Японцы умеют строить энергоблок АЭС за 36 месяцев, наш срок строительства сегодня - 5 лет. В свое время руководитель "Росатома" Сергей Кириенко поставил задачу - значительно сократить срок возведения энергоблоков. И создаваемый альянс - это важнейших шаг к выполнению этой задачи через взаимополезный обмен технологиями и опытом".

Впрочем, глава Союза энергоэффективности РФ констатировал, что заключение стратегического альянса - большой успех не только для российского холдинга, но и для японской корпорации. "Ведь у «Тошибы» сегодня нет своего полного ядерно-топливного цикла, а Россия по всем его сегментам имеет существенную долю, в том числе и на мировом рынке", - отметил Драгульский.

«Это как раз тот случай, когда сильные стороны компаний при сложении дадут превосходящий результат, что не всегда случается при подобного рода взаимодействиях, - добавил член подкомиссии по атомной энергетике комиссии по естественным монополиям Совета Федерации РФ Бато-Жаргал Жамбалнимбуев. - Думаю, что японская сторона может предложить нам не только свои технологические возможности, но и материальные ресурсы, что немаловажно для реализации любых проектов».

И все же у выбора в пользу "японского варианта" может обнаружиться не только экономическая, но и политическая подоплека. Напомним, что, судя по многочисленным заявлениям в японской прессе, после вступления в должность нового президента России японское правительство намерено вернуться к обсуждению территориальной принадлежности Курильских островов. Тема спорных территорий будет поднята и на саммите "большой восьмерки", который пройдет 7-9 июля у озера Тоя на северном японском острове Хоккайдо. Об этом японский премьер заявил 6 февраля на 27-м ежегодном съезде участников "Движения за возвращение Северных территорий".

Подписывать столь необходимое для полноценного сотрудничества "Атомэнергопром" - Toshiba двустороннее соглашение о мирном использовании атомной энергии и одновременно высказывать территориальные претензии к России – это выглядит немного комично. Значит, претензии будут высказаны, но как бы дежурно, мимоходом и сжато, чтобы быстрей перейти к более животрепещущим вопросам. Такой вот сюрприз, покрытый шоколадной глазурью мирового лидерства в атомной сфере, преподносит "Атомэнергопром" японской стороне.

И в этом ракурсе выбор госкорпорации "Атомэнергопрома" в пользу Toshiba выглядит как триумф российских сторонников доктрины государственного капитализма. Ведь что получается - государственная корпорация с экономической выгодой для себя участвует в решении политической проблемы.

Здесь остается только напомнить, что российская модель госкапитализма во многом подражает китайской модели, в свою очередь подражающей японской модели первой половины двадцатого века. Но восточные драконы тем и известны, что любят кусать себя за хвост.

Игорь Чубаха