Nord Stream рискует стать свежезамороженным продуктом

«Газпром» еще не начал строить североевропейский газопровод, но уже выяснил, что расходы на сооружение подводной магистрали выросли примерно на 50%. Пересмотр бюджета может означать и перенос сроков ввода магистрали в строй.

«Газпром» еще не начал строить североевропейский газопровод, но уже выяснил, что расходы на сооружение подводной магистрали выросли примерно на 50%. Аналитики опасаются, что это еще не предел, и напоминают о стоимости нефтепровода Восточная Сибирь-Тихий океан, подорожавший в разы на стадии проектирования. Тем не менее, «Газпром» не будет отказываться от дорожающей день за днем трубы – она необходима ему, чтобы штокманский газ занял место на высококонкурентном европейском энергетическом рынке. Пересмотр бюджета может означать и перенос сроков ввода магистрали в строй.

Высокие цены на газ в Европе, растущие вслед за котировками нефти, заставляют «Газпром» реализовывать дорогостоящие проекты, такие, как «Южный поток», Nord Stream и строительство завода СПГ на побережье Баренцева моря, под дном которого находится колоссальное Штокмановское месторождение. Часть его газа будет поставляться по трубопроводу в Европу. Штокман будет запущен в 2013 году, однако Nord Stream планируется построить двумя годами раньше – его первая нитка должна быть введена в эксплуатацию в 2011 году. Вторая начнет прокачку топлива годом позже.

При подписании документов о создании консорциума по строительству Nord Stream, в который при контролирующем акционере "Газпроме" входят E.ON, BASF и Gasunie, объявлялось, что на сооружение магистрали нужно чуть больше 5 млрд евро. Однако вчера «Газпром» объявил, что оценивает расходы в 7,4 млрд евро.

Аналитики Атона отмечают, что это «ощутимо превышает цифры, называемыми ранее другими участниками проекта». Ценовое ралли на мировых товарных рынках приносит экспортерам не только прибыли, но и издержки – за годы подготовки к прокладке подводной трассы выросла стоимость стали и труб. Соответственно, увеличилась и цена строительно-монтажных работ. "Газпром" впервые назвал объем собственных инвестиций в этот проект. По расчетам монополии, на 70% стоимость Nord Stream будет покрыта за счет займов, а треть придется на средства акционеров консорциума пропорционально их долям. Если вспомнить, что «Газпром» владеет в этой компании контрольным пакетом, то получается, что на его бюджет лягут сравнительно небольшие инвестиции – ориентировочно, в размере от 1,2 до 1,3 млрд евро.

Надо заметить, что с поспешными низкими оценками газопровода не соглашались не только аналитики. Глава консорциума Nord Stream, бывший канцлер германии Герхард Шредер прогнозировал, что акционеры проекта не смогут остаться в рамках ранее установленного бюджета и цена вырастет до 8 млрд евро. Эксперты давно предсказывали, что расходы на еще не построенный «северный поток» будут расти, так как трудно спрогнозировать соотношение инфляции, роста цен на товары и межкурсовых колебаний совершенно невозможно. Если пересчитать нынешний прогноз бюджета газопровода в доллары, то получится $11,75 млрд, говорят аналитики Deutsche Bank. Именно они еще до стремительного укрепления евро относительно доллара оценили стоимость Nord Stream в $10,80 млрд. «Мы не стали вносить изменений в наши прогнозы инвестиций в Nord Stream, так как по оценкам Deutsche Bank, курс доллара относительно евро должен повыситься в среднесрочной перспективе», - отмечают аналитики.

Пересмотр бюджета газопровода почти неизбежно означает перенос сроков его ввода в строй, в чем, впрочем, так же никогда не сомневались аналитики. Все эксперты газового рынка в один голос отмечали, что трудно найти масштабный транснациональный энергетический проект, при реализации которого строго соблюдались бы сроки и первоначально утвержденный бюджет. Но даже если сроки ввода в строй будут передвинуты, то еще неизвестно, положительный это фактор или отрицательный, отмечают наблюдатели. Они объясняют это тем, что Nord Stream было бы куда логичнее запустить одновременно с началом добычи газа на Штокмане и новых месторождений Ямала. С другой стороны, многие эксперты полагают, что, если пуск трубы будет бесконечно отодвигаться, то магистраль может подорожать еще на несколько миллиардов евро. Кроме того, это может заставить понервничать европейских покупателей топлива, которые очень рассчитывают на Nord Stream, как альтернативу поставкам через Украину, с которой у «Газпрома» не складываются отношения.

Есть и еще один два важных аспекта, которые могут повлиять как на окончательную стоимость, так и на сроки строительства подводной трубы. Первый - политический: страны Балтии , возражающие против прокладки газопровода, могут добиться согласования маршрута в уполномоченных на то европейских органах. А пересмотр трассы потребует времени и дополнительных расходов: в сущности, повторится история с 400-километровым обходом Байкала нефтепровода из Восточной Сибири на берег Тихого океана. Второй фактор – чисто технологический: в процессе строительства могут появиться новые способы решения таких сложных технических задач, вследствие чего консорциумам также придется пересматривать планы и бюджет.

Андрей Михайлов