ЕС поплатится за визовые капризы

МИД РФ вводит ограничения на сроки пребывания в России водителей Германии, Польши и Чехии, которые применяют дискриминационные меры в отношении российских дальнобойщиков. Таким образом, неуступчивость стран ЕС обернется проблемами для их собственных грузоперевозчиков.

МИД РФ вводит ограничения на сроки пребывания в России водителей Германии, Польши и Чехии, которые применяют дискриминационные меры в отношении российских дальнобойщиков. Таким образом, неуступчивость правительств трех стран ЕС обернется проблемами для их собственных грузоперевозчиков.

Проблемы с многократными визами для российских водителей в отдельных странах Евросоюза возникли год назад, после того, как вступило в силу соглашение между ЕС и РФ об упрощении выдачи виз отдельным категориям граждан. На бумаге все было гладко: стороны обязались выдавать визы с максимальным сроком пребывания 180 дней в году тем, кому это необходимо для работы. Практика же показала, что Германия, Чехия и Польша, ратифицировавшие соглашение, не готовы выдавать такие визы из-за специфики внутреннего законодательства.

«Короткие сроки пребывания на территории ЕС для водителей - это самый острый вопрос для нас», - сообщил «Росбалту» ведущий специалист ассоциации международных автомобильных перевозок (АСМАП) Дмитрий Коновалов. Дело в том, что Германия выдает визы для водителей с максимальным сроком пребывания 90 дней в году, а Чехия и Польша - только на 45 суток. Как правило, именно из этих стран в основном идут импортные грузы в Россию. «Таким образом, водитель с визой на 45 дней успевает сделать несколько рейсов, после чего вынужден простаивать. Это проблема и для водителей и для перевозчиков, которые постоянно испытывают нехватку кадров», - отметил Коновалов.

Несложная арифметика показывает, что имея на руках годовой шенген на 45 дней, водитель может совершать по 5 международных рейсов каждые полгода. При таких условиях он вынужден работать около 2,5 месяцев в году. Если виза выдана на 90 дней, он может работать 5 месяцев. Что делать компаниям-грузоперевозчикам, которые и так испытывают дефицит квалифицированных кадров? «В течении года мы вели переговоры в надежде решить эти проблемы на всех уровнях, но не добились никаких результатов», - констатировал Коновалов.

Россия, в свою очередь, исправно выдавала водителям из Польши, Чехии и Германии визы на 180 дней, руководствуясь подписанным, ратифицированным и вступившим в силу соглашением.

Представители АСМАП неоднократно обращались в МИД РФ с просьбой поставить вопрос о сроках виз для водителей при переговорах с коллегами из ЕС. «Речь идет о недостаточных сроках разрешенного нахождения на территориях наиболее востребованных стран (прежде всего, Германии, Чехии и Польши) при одновременном объективном увеличении пробегов машин в связи с расширением Шенгенского пространства», - говорится в февральском обращении руководства АСМАП к первому заместителю министра иностранных дел РФ Александру Денисову.

Во внешнеполитическом ведомстве России решили обсудить этот вопрос на заседании совместного комитета по наблюдению за выполнением соглашения между ЕС и РФ об упрощении выдачи виз отдельным категориям граждан. "Некоторые консульства стран-членов ЕС продолжают требовать при оформлении виз профессиональным водителям не оговоренные в соглашении документы. Искусственно затягивается обсуждение вопроса выдачи продолжительных (более года) виз водителям», - заявили на заседании представители МИД. Российская сторона предложила европейским дипломатам определиться со сроками начала выдачи виз оговоренных в соглашении.

В ответ представители профильного комитета ЕС заявили, что «не определена окончательная дата, с момента которой применение статей соглашения будет обязательным", а "продолжительность действия визы и разрешенный срок пребывания определяются внутренним законодательством каждой отдельной страны". Поэтому посланцы из Брюсселя пока не готовы обязать Германию, Чехию и Польшу увеличить сроки пребывания российских водителей-международников.

Выслушав аргументы ЕС, представитель консульского департамента МИД России подчеркнул, что «российская сторона намерена строго придерживаться принципа взаимности, т.е. незамедлительно ввести ограничения в сроках пребывания водителей для тех стран, которые применяют подобные ограничения в отношении профессиональных водителей РФ». «До конца июня 2008 года указания об этом будут разосланы в российские консульские учреждения за границей», - информировал он.

В результате соглашение теперь фактически с двух сторон работает не в полной мере. Причем неуступчивость правительств 3-х стран ЕС обернется проблемами для их собственных грузоперевозчиков. Это особенно актуально для Польши, где бизнес грузоперевозок в российском направлении очень хорошо развит. Если раньше, руководствуясь соглашением, Россия выдавала визы на 180 дней в году, то теперь польским водителям придется испытать те же трудности, что и у российских коллег с визой на 45 дней.

Кроме того, странно выглядит заявление евробюрократов о том, что не определена дата начала применения статей соглашения Россия-ЕС. Перед тем, как оно вступило в силу 1 июня 2007 года, его ратифицировали парламенты всех стран ЕС и Госдума РФ. Они проголосовали, в том числе, и за норму, регламентирующую выдачу виз сроком на 90 дней в полугодие. Оказывается, теперь для соблюдения этого пункта нужна отдельная ратификация. Поэтому грузоперевозчикам в Германии, Чехии и Польше теперь придется подождать, когда их правительства начнут соблюдать соглашение с Россией.

Сергей Ковальченко

Справка. Соглашение об облегчении визового режима и о реадмиссии (выдворении нелегальных мигрантов за счет той страны, откуда они прибыли) между Россией и ЕС было подписано на саммите в Сочи 25 мая 2006 года. В процессе разработки визового соглашения именно пункт о реадмиссии больше всего волновал Брюссель. В конечном итоге Россия обязалась за свой счет доставлять обратно выловленных в Европе нелегалов, и документ был подписан. После этого его ратифицировала Госдума РФ и парламенты каждой из 27-ми стран ЕС. В силу оно вступило 1 июня 2007 года.