Россия теряет 9/10 японских инвестиций

Приток прямых инвестиций из Японии в Россию за 2 года увеличился более чем в 5 раз - до $3 млрд. Японцы говорят о потенциале в $30 млрд, но при условии улучшения инвестиционного климата.

Приток прямых инвестиций из Японии в Россию за 2 года увеличился более чем в 5 раз - до $3 млрд. Японцы говорят о потенциале в $30 млрд, но при условии улучшения инвестиционного климата.

Одна из важнейших задач федеральной целевой программы (ФПЦ) «Развитие транспортной системы России в 2010-2015 годах» - организация международного транссибирского транспортного коридора «Восток - Запад». Об этом на III Российско-японском инвестиционном форуме заявил заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков. Представляя японским бизнесменам ФЦП, Недосеков сообщил, что на создание транссибирского коридора в рамках программы запланированы инвестиции в размере более 97 млрд руб.

Замминистра отметил, что сейчас большинство грузов из Азии в Европу идет окольным морским путем через Суэцкий канал, а новый коридор составит морскому пути сухопутную конкуренцию. Как сообщил Недосеков, сегодня грузы с Востока поступают в европейскую часть России примущественно через порты Прибалтики и Финляндии. «Россия не использует свое выгодное географическое положение», - констатировал он.

Как отметил представитель Минтранса, на реализацию ФЦП потребуется 13 трлн руб. Государство готово выделить 4,7 трлн, еще 8,3 трлн должны составить частные инвестиции, среди которых могут быть и японские. По словам Недосекова, Минтранс видит возможное сотрудничество с Японией не только в инвестициях, но и в реализации совместных проектов, привлечении на российский рынок японских компаний - в первую очередь, имеющих опыт в реализации масштабных проектов и обладающих соответсвующими современными технологиями.

Тем временем японский бизнес продолжает наращивать свое присутствие в российской экономике. Как заявил на форуме замглавы Минэкономразвития РФ Станислав Воскресенский, за два последних года приток прямых инвестиций из Японии в Россию увеличился более чем в 5 раз. «Темпы неплохие, надеюсь они сохранятся», - сказал он. «Два года назад мы оперировали цифрой в $567 млн прямых японских инвестиций и считали, что это хорошо. Сегодня же - около $3 млрд», - отметил замминистра, оговорившись, что с учетом инвестиций через Европу эта цифра составляет $4-6 млрд.

С другой стороны, по оценкам Воскресенского, это лишь 1,5% от общего объема прямых иностранных инвестиций в Россию, и 0,5% - от общего объема прямых японских инвестиций за рубежом. Так что потенциал огромен. В частности, по словам председателя Японо-российского комитета по экономическому сотрудничеству Мотоюки Ока, в обозримом будущем объем японские инвестиции могут достигнуть $30 млрд.

Показателен с этой точки зрения опыт компании «Комацу», занимающейся производством карьерной и спецтехники и принявшей решение о строительстве завода в Ярославской области. Компания уже открыла 26 сборочных предприятия и 23 предприятия по производству комплектующих в 11 странах. В Ярославской области планируется ежегодно выпускать 3 тыс. экскаваторов и 7 тыс. погрузчиков, инвестиции в проект - $63 млн. Как сообщил председатель правления «Комацу СНГ» Масао Фудзита, толчком к принятию решения о строителстве нового завода послужило то, что спрос начал превышать возможности импорта в Россию готовой техники.

Одна из причин выбора в пользу Ярославской области - «встречный интерес» в иностранных инвестициях местной администрации, которая помогла сократить сроки согласований при получении разрешения на строительство и обеспечила подвод коммуникаций к территории будущего предприятия. Среди трудностей бизнеса в России представитель «Комацу» назвал неразвитость транспортной инфраструктуры, частые задержки поставок в портах и на железной дороге, дефицит участков с обустроенными коммуникациями под строительство заводов, необходимость получения огромного числа согласований для разрешения строительства и, наконец, кадровые проблемы.

О трудностях на пути прямых инвестиций говорили на форуме и другие представители японской стороны. Так, старший замминистра экономики Японии Токаити Нишиока отметила необходимость улучшения и упрощения таможенных процедур. «Для прихода инвестиций требуется очень большое число разрешений, что является для японских компаний стеной», - сказала она. Кроме того, по ее словам, зачастую в зависимости от исполнителя «меняются трактовки законодательства». Замминистра выразила надежду, что процедура исполнения закона об ограничении присутствия иностранного капитала в стратегических отраслях будет прозрачной.

С учетом того, что правительство осознает необходимость создания транссибирского коридора, и федералные целевые программы в России более-менее исполняются, транспортный коридор «Восток - Запад» будет создан в любом случае. Но для потенциалных инвесторов транспорт - лишь одна проблема, и наращивание инвестиций зависит от того, как будут решаться остальные. И Россия, со своей стороны, не скупится на обещания.

Игорь Чубаха