Posted 9 сентября 2008,, 10:26

Published 9 сентября 2008,, 10:26

Modified 1 апреля, 20:42

Updated 1 апреля, 20:42

Мирный атом ответит за независимость

9 сентября 2008, 10:26
Джордж Буш отозвал из Конгресса соглашение с Россией о сотрудничестве в области гражданской ядерной энергетики, заявив, что оно «больше не соответствует интересам национальной безопасности» США. Но, похоже, за этим демаршем скрываются иные причины.

После того, как Евросоюз отказался вводить экономические санкции против России за вмешательство в грузино-югоосетинский конфликт, воинственный настрой во что бы то ни стало «наказать Москву», похоже, остался только у Вашингтона. В понедельник вечером Джордж Буш отозвал из Конгресса подписанное США и Россией соглашение о сотрудничестве в области гражданской ядерной энергетики, заявив, что оно «больше не соответствует интересам национальной безопасности» Соединенных Штатов. Но, похоже, за этим демаршем скрываются иные причины.

Напомним, что впервые об этом соглашении было громко заявлено в 2006 году на саммите «Большой восьмерки» в Стрельне, где Владимир Путин и Джордж Буш договорились о подготовке документа. На эту «ядерную» работу ушло почти два года, и весной 2008-го рамочное межправительственное соглашение, было, наконец, подписано. Ратификация документа обеими сторонами, как подчеркивают российские эксперты, позволила бы России сотрудничать с американскими компаниями - прежде всего, в сфере развития технологий производства так называемого МОКС-топлива (от английского mixed-oxide fuel (MOX), смешанное топливо на основе оксидов плутония-239 и урана-238), продажи отечественного урана потребителям США без посредников и антидемпинговых пошлин, производства реакторов на быстрых нейтронах.

К такому прямому, открытому и беспрепятственному сотрудничеству с мировой ядерной державой в самой чувствительной сфере российские атомщики шли 20 лет. Комментируя стрельненские договоренности Путина и Буша, бывший министр атомной энергетики Виктор Михайлов говорил: «Мы давно стремились заключить это соглашение. И я, как министр, еще в 1992-1998 годах стремился, и все последующие министры стремились. К сожалению, американцы не очень нам шли навстречу».

Одним из главных препятствий (кроме политической воли руководства США) оставался американский закон об атомной энергии, 123-я статья которого запрещает подобные соглашения. Поэтому при необходимости атомщикам приходится работать через третьи страны, что не очень способствует полноценным контактам и эффективному сотрудничеству. Ратификация межправительственного Соглашения о сотрудничестве в области гражданской ядерной энергетики сняла бы все барьеры, создав правовую базу для прямого взаимодействия российских и американских компаний.

У американцев в этом «ядерном» соглашении есть особый интерес - участие в так называемом ангарском проекте (создание в Прибайкалье международного Центра по обогащению урана для других государств). Об этом прямо заявил президент Американо-российского делового совета Юджин Лоусон, представляющий интересы крупнейших компаний США: «После десятилетий соперничества в ядерной области наши страны теперь могут тесно сотрудничать в целях разработки новых технологий и оказания помощи другим странам в обеспечении мирной атомной энергией». Это соглашение, по его словам, не только «обеспечивает доступ американских компаний на российский рынок для торговли ядерной продукцией гражданского назначения», но и открывает возможности для создания в России «хранилища отработанного ядерного топлива и центра по обогащению урана». Другими словами, США приветствуют желание России стать международным полигоном для обогатительных упражнений и ее превращение в ядерную свалку в интересах безопасности всего мира.

Уже через несколько дней после подписания соглашения Джордж Буш направил его законодателям с просьбой поддержать. В письме президента указывалось на выгоды от ратификации этого документа для США и всего мира, отмечалось, что соглашение, рассчитанное на 30 лет, «разрешает передачу технологий, материалов, оборудования, включая реакторы, и компонентов для ядерных исследований и производства ядерной энергии». После направления в Конгресс документ мог считаться автоматически вступившим в силу, если бы в течение 90 дней со стороны конгрессменов не последовало официальных возражений.

Однако уже спустя неделю после обращения Буша в Конгресс поступил проект краткой резолюции: «Сенат и палата представителей Конгресса США на состоявшемся заседании постановили, что Конгресс не приветствует предложенное соглашение о сотрудничестве, внесенное в Конгресс президентом 13 мая 2008 года». Ее автором выступил сопредседатель «фракции по нераспространению ядерного оружия», председатель подкомитета по телекоммуникациям, демократ Эдвард Марки. Интересно, что документ позиционируется как общая резолюция обеих палат. По закону ее полагалось вынести на голосование в палате представителей и сенате, после чего отправить на подпись президенту США, который вправе наложить вето.

Эдвард Марки назвал шесть причин, из-за которых соглашение не может быть ратифицировано. Главная – отношения России с Ираном, которому она «продолжает оказывать содействие ядерной программе» и «уже обучила около 700 иранских ядерных инженеров». Далее Марки, ссылаясь не некие исследования, утверждает, что «Россия продала Ирану усовершенствованные обычные вооружения и системы противовоздушной обороны». По его данным, «к январю 2007 года Россия поставила в Иран 30 усовершенствованных систем ПВО «Тор-М1».

В течение двух лет после подписания документа в Конгресс поступило четыре проекта резолюции о неодобрении соглашения и лишь один – о поддержке. Причем все «неодобрительные» резолюции базируются исключительно на неприятии конгрессменами «ядерных» отношений Москвы с Тегераном. Несмотря на такой провальный для ратификации документа счет, еще и в начале июня этого года Госдеп США считал соглашение выгодным.

Причем, как ни странно, позитивные моменты были найдены не в самом документе, а в изменении "иранского вектора" внешней политики России: по мнению представителей Госдепа, отношение Москвы к Тегерану стало более прохладным благодаря соглашению с США. На слушаниях в Конгрессе бывший посол США в Москве Уильям Бернс (который в 2006 году поставил под соглашением свою подпись), а ныне – заместитель госсекретаря, уверял: «Не случайно по мере того, как в течение последних двух лет мы вели переговоры по «соглашению 123» (так американцы неофициально называют соглашение о сотрудничестве в области гражданской ядерной энергетики – «Росбалт»), мы видели позитивные действия со стороны русских в отношении ядерной сферы и Ирана».

В доказательство Бернс напомнил конгрессменам, что Москва прислушалась к США и обусловила поставки ядерного топлива для АЭС в Бушере возвратом отработанных ядерных материалов. Россия также поддержала США в СБ ООН при голосовании по трем жестким резолюциям в отношении Ирана. По мнению заместителя госсекретаря, американо-российское соглашение «оказалось исключительно полезным в поддержке и укреплении позитивных аспектов российского поведения» и сулящем «стратегические выгоды» для США.

Однако, несмотря на усилия Госдепа, в конце июня финансовый комитет сената США одобрил законопроект, запрещающий "ядерное" соглашение с Россией, и передал его для рассмотрения на заседании всего сената. Похоже, шансов быть ратифицированным у документа практически не осталось.

Не поэтому ли уходящие президент Буш и его администрация, чтобы сохранить лицо, пытаются выдать свой провал – два года сотни людей, десятки ведомств вели кропотливую работу над «ядерным» соглашением - за героическую борьбу в интересах «грузинской демократии», посылая сигналы обществу, что соглашение с Москвой «больше не отвечает интересам национальной безопасности страны»? Ведь американская дипломатия склонна заносить любой проигрыш в список своих побед.

Алла Ярошинская