ЕС раскачивает колыбель "Солидарности"

Польские судоверфи проигрывают борьбу с брюссельскими чиновниками. Преимущества, которых судостроители ожидали от членства страны в ЕС, оборачиваются для них настоящим кошмаром. Для 60 тыс. человек возникла угроза увольнения.

Колыбель «Солидарности», фирменный знак современной Польши – польские судоверфи – проигрывают борьбу с брюссельскими чиновниками. Преимущества, которые судостроители ожидали от членства страны в ЕС, оборачиваются для них настоящим кошмаром. По настоянию Еврокомиссии им необходимо распродать имущество, принадлежащее верфям, а потом и продать сами верфи. Для 60 тыс. человек возникает угроза увольнения.

Спор с Еврокомиссией тянется уже не первый год. Корни проблем с Брюсселем находятся в плачевном состоянии когда-то знаменитых польских верфей. Ранее существовавшие благодаря заказам из Советского Союза, после рыночных реформ начала 1990-х годов эти предприятия попали в очень сложное положение. Если раньше верфь в Гданьске (бывшая верфь имени Ленина, где зародилась «Солидарность»), выпускала по 30 судов в год, то сейчас только планируют перейти на ежегодный выпуск 8 судов. Уже к середине 1990-х годов из 17 тыс. трудившихся ранее на предприятии рабочих осталась только половина. Гданьская судоверфь дважды становилась банкротом.

Чтобы как-то поддержать судостроителей на плаву, государство было вынуждено серьезно их субсидировать. Верфи – в Гданьске, Гдыне и Щецине – получили большие государственные вливания. В ЕС считают, что только двум последним судостроительным предприятиям – в Гдыне и Щецине – государство выдало порядка 3,3 млрд евро.

Именно с массированной государственной помощью связана нервная реакция Европейского союза. Государственное субсидирование Еврокомиссия представляет как «нечестную» конкуренцию. Еврочиновники называют вложения, сделанные в эти предприятия, «незаконными». Это связано с тем, что, по мнению Европейской комиссии, эти средства не гарантировали долговременное выживание этих предприятий, а скорее, давали им «нечестное» преимущество над своими конкурентами. В связи с этим Брюссель требует от судостроителей, и так едва поддерживающих себя на плаву, вернуть полученные многомиллионные субсидии. Фактически ЕС настаивает на необходимости банкротства верфей.

Сейчас польское правительство должно сначала продать активы судостроителей Гдыни и Щецина, а потом и сами верфи (судьба судоверфи в Гданьске пока еще не определена). Еврокомиссар по конкурентной политике Нелли Кроэс уверена, что это решение гарантирует «здоровую экономическую деятельность» того, что будет на месте существующих пока верфей.

Распродажа имущества и приватизация пока принадлежащих государству двух верфей должна быть осуществлена до конца мая будущего года. При этом план Еврокомиссии не подразумевает необходимости обязательного сохранения профиля судостроительных предприятий. По имеющимся оценкам, в результате реализации этого плана под угрозой окажется около 60 тыс. рабочих мест: это работники верфей и предприятий, связанных с судостроителями. Высказывается мнение, что за непреклонной позицией Еврокомиссии, которая не боится оставить без работы такое количество людей, стоят лоббисты, представляющие интересы судостроителей Германии.

Подобные перспективы сильно контрастируют с надеждами, которые судостроители связывали с вхождением в Евросоюз. В апреле 2004 года, за месяц до вступления в ЕС, на Гданьской судоверфи царили достаточно оптимистические настроения. Директор верфи Анжей Жуковский заявлял тогда в интервью ВВС: «Ситуация вряд ли изменится к худшему. У нас есть контакты с иностранными партнерами, которые сохранятся и в будущем. Исчезновение барьеров упростит доставку материалов и продукции. Мы надеемся, что нам будет проще получать кредитные гарантии западных банков. Неприятность ждет нас на рынке рабочей силы: рабочие смогут свободно выезжать на работу за рубеж, так что нам придется платить им больше».

Польское правительство до последнего пыталось как-то бороться с неуступчивой Еврокомиссией. Министерство государственных имуществ Польши предлагало свои планы реструктуризации верфей. В случае с судостроительными заводами Гданьска и Гдыни такой план был подготовлен совместно с украинской компанией ISD Polska (дочерней компанией украинского концерна «Индустриальный союз Донбасса»). 

ISD Polska за два года увечила свою долю в Гданьской верфи с 5% до 83%. Украинцы хотят получить и верфь в Гдыне. Это часть стратегии компании, которая владеет металлургическими предприятиями на Украине в Польше и хочет закрепиться на рынке судостроения. Верфь в Гдыне нужна им, так как соединение этого предприятия с судостроительным заводом в Гданьске является, по мнению украинских металлургов, технологически и экономически необходимым.

Еще в начале сентября было объявлено, что правительство Польши готово выделить 835 млн злотых (около 250 млн евро) на реструктуризацию судостроительных заводов Гданьска и Гдыни в рамках плана, подготовленного совместно с ISD Polska. Часть этих денег предполагалось потратить на погашение долгов заводов. Еще часть составила бы беспроцентный кредит на развитие верфей. Оставшиеся средства были бы выданы, если бы компания ISD Polska выполнила свои инвестиционные обязательства. Однако всему этому не было суждено осуществиться. Еврокомиссия отвергла планы польского правительства и украинской компании по реструктуризации верфей, посчитав, что это потребует выделения судостроителям еще больших средств из бюджета страны, и при этом все равно придется сократить примерно на 40% число рабочих мест. Теперь ISD Polska будет претендовать на судостроительный завод в Гдыне на общих основаниях.

Все не так просто и в случае с верфью в Гданьске. Хотя позиция Еврокомиссии по этому судостроительному заводу мягче, чем в случае с верфями в Гдыне и Щецине (так как завод в Гданьске получил меньшую государственную помощь), однако и здесь есть серьезные проблемы. Еврокомиссия требует вернуть около 750 млн злотых (200 млн евро) предоставленной государственной помощи Гданьской судоверфи или закрыть два из трех его производственных доков. Сейчас представители ISD Polska ведут переговоры с министерством государственного имущества Польши. По словам пресс-секретаря министерства Мачея Вевюра, переговоры о планах реструктуризации планируется завершить до конца ноября. Еврокомиссар по конкурентной политике посоветовала польским властям поскорее представить этот план Еврокомиссии.

Ситуация вокруг Гданьской судоверфи усложняется тем, что в суд на ISD Polska собирается подавать профсоюз предприятия. Работников не устраивает отсутствие обещанных ранее инвестиций. Менеджмент ISD Polska утверждает, что инвестированию мешают требования Еврокомиссии вернуть вложенные государственные деньги.

Любопытно, что глава казначейства Польши Александр Град уже выразил удовлетворение решением Еврокомиссии о распродаже имущества и приватизации верфей в Гдыне и Щецине. По его мнению, эти меры дают шанс на приватизацию конкретных активов судоверфей. По его словам, решение, навязанное Еврокомиссией – это компромисс, который «хорош как для Польши, так и для верфей. Оно позволяет нам спокойно идти по пути приватизации». Интересно, удастся ли польскому министру убедить в этом тех, кто сейчас работает на этих предприятиях.

Однако, например, экс-глава Агентства развития промышленности Польши Аркадиуш Кренжель считает, что продажа судостроительных заводов не покроет большей части государственной помощи. И даже если это случится, при одобренной схеме реструктуризации будет очень непросто, если вообще возможно, сохранить профиль судостроительных предприятий.

Таким образом, под влиянием Еврокомиссии инициируется проект, который подвергает тысячи людей риску остаться безработными и ставит под угрозу будущее всей судостроительной отрасли Польши. Польским судостроителям дорого обходится рыночный фундаментализм евробюрократов и собственная вера в светлое будущее в объединенной Европе.

Алексей Тимофеев