Posted 2 декабря 2008,, 17:30

Published 2 декабря 2008,, 17:30

Modified 1 апреля, 19:39

Updated 1 апреля, 19:39

Лишняя труба

2 декабря 2008, 17:30
Владимир Путин дал формальную отмашку для начала строительства БТС-2. Теоретически, магистраль должна избавить Россию от "дружеской" транзитной зависимости. Однако аналитики считают, что в условиях кризиса этот проект вряд ли будет реализован.

Глава правительства Владимир Путин дал формальную отмашку для начала строительства второй ветви Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Теоретически, магистраль должна помочь России избежать транзитной зависимости от Белоруссии, с которой пока так и не удалось договориться о режиме прокачки сырья. Однако аналитики считают, что в условиях кризиса этот и ранее сомнительный проект вряд ли будет реализован.

Премьер-министр подписал постановление правительства о сооружении магистрали, которая пройдет по территории Брянской, Смоленской, Тверской и Новгородской областей и соединит действующий нефтепровод «Дружба» с портом Усть-Луга на Балтийском море. Его только еще предстоит построить – в Лужской губе Финского залива сейчас действует несколько небольших перегрузочных комплексов, но наливного терминала и хранилищ для сырой нефти там нет.

Во время майского визита в Усть-Лугу Владимир Путин заявил, что прокладка маршрута именно через этот порт будет осуществляться исходя из экономических расчетов «Транснефти», которая привлечет примерно 120-130 млрд руб. на портовую инфраструктуру и собственно прокладку трубы.

БТС-2 отберет значительную часть сырья у нефтепровода «Дружба», по которой будет прокачиваться нефть только для белорусских и, возможно, польских потребителей. Новая же магистраль, начиная с третьего квартала 2012 года, будет транспортировать 30 млн тонн сырья, впоследствии мощность вырастет до 50 млн тонн (сроки расширения «трубы» в правительственном документе не указаны).

Аналитиков, которые вообще крайне пессимистично относятся к новому мега-проекту, в первую очередь смущают именно заявленные объемы прокачки. В «Тройке диалог» не понимают, где «Транснефть» возьмет столько нефти – при том, что уже сейчас добыча и экспорт падают, а в трубопроводной системе есть свободные мощности. «Сам по себе проект БТС-2 важен больше с политической точки зрения, так как, по сути, выполняет функцию дублера «Дружбы» и задумывался как возможность избежать транзита нефти через территорию стран СНГ. При этом прогнозы по добыче нефти в России в следующем десятилетии не предполагают значительного увеличения объемов экспорта сырой нефти», - отмечают эксперты Банка Москвы.

Конечно, такая ситуация будет продолжаться не вечно, но в целом отраслевые аналитики не верят в значительный рост добычи в условиях нехватки инвестиций в «нефтянку». В «Тройке диалог» напоминают, что около 450 тыс. тонн нефти из Западной Сибири будут переориентированы на Восток, чтобы заполнить магистраль «Восточная Сибирь – Тихий океан». Аналитиков удивляет, каким принципом руководствуются власти, отправляя западную нефть на Дальний Восток, и при этом строя для нее же дорогостоящую трассу в Европу. Ведь таким образом, «Транснефть» сталкивается с перспективой выложить до $5 млрд за проект, который может не принести ей дополнительных доходов».

Экспертов смущает также механизм финансирования проекта. Необходимые для строительства 120-130 млрд руб. «Транснефти» предписано привлечь за счет продажи специальных инфраструктурных облигаций, которые будут размещены по закрытой подписке среди финансовых организаций с преимущественным участием государства. Однако совершенно непонятно, кто во время кризиса и фактического разрушения облигационного рынка будет покупать эти бумаги. Государственные банки и компании сами страдают от нехватки ликвидности и просят правительство выделить денег из бюджета.

Поэтому эксперты не верят, что финансовая схема сохранится: по их мнению, расходы будут переложены на плечи нефтяных компаний в виде увеличения сборов за прокачку сырья. Такой план предполагает вероятность дальнейшего повышения тарифов на услуги "Транснефти" для российских нефтяных компаний, поскольку и процентные выплаты по размещаемым облигациям, и основная сумма долга могут быть заложены в тариф, считают в Deutsche Bank.

«Традиционно «Транснефть» перекладывает стоимость финансирования своих трубопроводных проектов на конечных потребителей (нефтяные компании) путем повышения стоимости транспортировки нефти через систему трубопроводов. Однако российский нефтяной сектор уже ощущает значительное увеличение расходов из-за другого стратегического проекта "Транснефти" (ВСТО) и, возможно, не захочет смириться с новым повышением тарифов», - отмечают в банке «Ренессанс Капитал».

В Банке Москвы предрекают, что "Транснефти" будет непросто профинансировать столь амбициозную инвестиционную программу, поэтому до 2012 года свободный денежный поток компании останется отрицательным. В банке полагают, что долги "Транснефти" заметно возрастут. При этом увеличить объемы прокачки и, соответственно, доходы не удастся из-за "Дружбы".

«Транснефть» остается одной из самых перекредитованных российских компаний: по данным «Ренессанс Капитал», трубопроводный монополист с долгом $4,9 млрд (на конец первого полугодия 2008 года) занимает третье место по соотношению долга к показателю EBTIDA – после «Газпрома» и «Роснефти». Аналитики обращают внимание на то, что бюджет компании – не резиновый, и его нельзя растягивать до бесконечности, особенно в условиях кризиса.

Именно поэтому в Банке Москвы полагают, что сейчас приоритетом для «Транснефти» является завершение строительства ВСТО-1, которое намечено на конец 2009 года – эта магистраль откроет новые возможности по экспорту российской нефти на азиатские рынки. «Мы всегда относились к строительству БТС-2 как к политическому проекту и не считаем, что в нынешней сложной ситуации такой проект оправдан с экономической точки зрения. Несмотря на формальное утверждение, мы не исключаем, что строительство БТС-2 может быть отложено на неопределенное время», - заявляют в Deutsche Bank.

Андрей Михайлов