Posted 4 февраля 2009,, 17:51

Published 4 февраля 2009,, 17:51

Modified 1 апреля, 18:59

Updated 1 апреля, 18:59

Россию ждет судьба Зимбабве?

4 февраля 2009, 17:51
Глава Сбербанка Герман Греф прогнозирует, что инфляция по итогам года может составить 20-30%, то есть в 2 раза превысит официальный прогноз. Эксперты настроены еще более пессимистично: они считают, что России грозит стагфляция.

По мнению главы Сбербанка Германа Грефа, инфляция в России по итогам 2009 года может составить 20-30% - то есть в 2 раза превысит официальный прогноз. Несмотря на то, что с начала года цены выросли уже более чем на 2%, правительство продолжает утверждать, что по итогам года инфляция окажется не выше 13%.

Однако эксперты считают, что экономическая ситуация в стране не способствует снижению темпов роста цен. Скорее, наоборот: масштабные денежные вливания в финансовый сектор, которые проводит правительство, рано или поздно приведут к тому, что инфляционная пружина лопнет. И если обесценивание национальной валюты продолжится, России грозит гиперинфляция и повсеместный отказ от расчетов в рублях.

Аналитики называют несколько причин роста цен. В первую очередь, это обесценивание рубля, которое само по себе может разогнать инфляцию до 13% в год. Значительная часть потребительской корзины в РФ по-прежнему состоит из импортных товаров, рост цен на которые уже сейчас ощутило большинство россиян. По прогнозам экономистов, в ближайшие 2-3 месяца иностранные продукты продолжат дорожать.

Как отмечает генеральный директор ООО «Финэкспертиза-Консалтинг» Дмитрий Шустерняк, со временем рост цен может также ускориться за счет увеличения денежной массы. «Государство продолжает накачивать экономику деньгами, - говорит эксперт. - Эти средства пока попадают только в финансовую систему и еще не дошли до реального сектора, а используются игроками для покупки иностранной валюты. Однако со временем эта «вольница» закончится, и деньги до экономики дойдут, увеличив инфляционное давление». Кроме того, не исключено, что со временем дефицит бюджета придется компенсировать при помощи займов, и частично — за счет намеренного увеличения денежной массы, то есть фактически при помощи денежных инъекций в экономику за счет средств Резервного фонда (о чем, кстати, уже заявляли представители власти).

По законам экономики, все это в итоге может привести к резкому обесцениванию рубля, которое будет сопровождаться прогнозируемым спадом экономической активности в РФ. Даже правительство уже не отрицает, что в 2009 году рост ВВП может упасть до «нуля». По сути, в стране начнется стагфляция, цены будут расти, а доходы населения — снижаться. Рубль продолжит падать по отношению к иностранной валюте, доверие россиян к «деревянному» рухнет, и не исключено, что Россия вернется к «условным единицам» и расчетам в долларах.

Впрочем, участники рынка признают, что этот процесс уже начался. Как сообщил в среду председатель правления Балтинвестбанка Игорь Кирилловых, около 90% всех вновь открываемых в учреждении вкладов — валютные депозиты. «И у нас, и в других банках физлица предпочитают вклады в валюте», - сообщил глава банка.

По оценкам экономистов Standard & Poor´s, средний курс доллара в 2009 году будет держаться на уровне 40 рублей при базовом сценарии развития экономики. Как полагают аналитики, в такой ситуации годовая инфляция в стране может достичь 20%. Однако экономисты не исключают, что рубль обесценится еще сильнее, и тогда Россия вполне может повторить судьбу Зимбабве. Инфляция будет носить уже не экономический, а чисто психологический характер. Рубль будет использоваться только для расчетов за небольшие покупки в магазинах. Национальная валюта потеряет экономический вес, и в стране начнется либо «галопирующая инфляция» (до 100% в год), либо «гиперинфляция» (более 100%).

Конечно, реализация такого сценария усилит социальное напряжение в обществе, а значит, правительство постарается этого не допустить. По мнению Дмитрия Шустерняка, у властей будет два варианта: либо выбросить огромные запасы долларов на валютный рынок, чтобы искусственно поддержать курс рубля и убедить население в надежности национальной валюты, либо жестко зафиксировать курсы валют. При этом после уплаты внешнего долга российскими предприятиями в текущем году в запасе у ЦБ останется всего $200 млрд, которых едва хватит на то, чтобы поддерживать рубль в течение нескольких месяцев.

Фиксация курса иностранных валют тоже может оказаться не самым удачным шагом. К этой мере уже прибегал Национальный банк Белоруссии: он ввел жесткие ограничения на валютообменные операции для юридических лиц, что остановило валютные спекуляции, отток капитала и снизило темпы роста инфляции. Однако имидж страны в глазах мирового сообщества оставляет желать лучшего, поскольку подобные действия регуляторов расцениваются как грубое вмешательство в рыночные процессы.

Если Россия будет действовать по белорусскому сценарию, она сделает шаг назад от рыночной экономики. Однако не исключено, что правительству все-таки придется поступиться некоторыми принципами.

Мария Коваценко