Швейцария атакует ФРГ

Впервые за сотни лет между Швейцарией и Германией произошел конфликт. Очередной немецкий укол по поводу швейцарской банковской тайны привел к тому, что у концерна EADS, возможно, не будут покупать истребители «Еврофайтер».

У высокопоставленных немецких дипломатов пост посла в Швейцарии уже более двухсот лет считается «спокойным завершением карьеры». В маленькой нейтральной стране обычно не происходит ничего из ряда вон выходящего, а уж дипломатических скандалов и подавно опасаться не стоит. Тем не менее, нынешнему немецкому послу в Берне явно не повезло: на его голову свалился первый за сотни лет конфликт между странами.

«Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», – эту поэтическую истину стоило бы взять на заметку многим политикам и руководителям государств. Министр финансов ФРГ Пеер Штайнбрюк одним-единственным выступлением ухитрился разрушить немецко-швейцарское взаимопонимание, которому не повредил даже период пребывания у власти в Германии гитлеровской нацистской клики.

В очередной речи, посвященной борьбе с мировым финансовым кризисом, Штайнбрюк обрушился с критикой на Швейцарию, обвиняя ее в укрывательстве «налоговых беженцев». По словам немецкого министра финансов, его ведомство намерено сформировать специальную комиссию, которая стала бы пристально следить за швейцарскими банками на предмет их сотрудничества с немцами, укрывающими свои доходы от родных налоговых органов. «Индейцы должны знать, – заявил Штайнбрюк, – что как бы они ни нападали на поселенцев, кавалерия всегда готова к атаке».

Тема банковской тайны в последние месяцы вообще является для швейцарцев весьма болезненной, а уж дурацкое сравнение с голливудскими киношными индейцами вообще оказалось последней каплей. Антинемецкие настроения в Швейцарии достигли такого накала, что на них вынуждена была обратить внимание даже швейцарская правительственная комиссия по борьбе с расизмом: по утверждению ее членов, за немцами в Швейцарии прочно утвердился стереотип «грязных нацистов».

Клише, использовавшееся ранее бульварной прессой, отныне украшает страницы солидных швейцарских газет вроде Neue Zürcher Presse. Более того – даже швейцарское руководство возмутилось эскападами немецкого министра настолько, что предприняло целый ряд демонстративных контрмер. Посол ФРГ был вызван в резиденцию швейцарского премьера для дачи объяснений.

Сильнее всех был возмущен руководитель швейцарского оборонного ведомства Ули Маурер. В качестве личной акции протеста он отныне отказался пользоваться служебным «Мерседесом» и демонстративно пересел на «Рено». Впрочем, частным выражением возмущения он не ограничился: в конце недели Германия с прискорбием узнала, что швейцарские военные решили пересмотреть свои планы закупки в ФРГ новых истребителей «Еврофайтер».

Это уже не какой-нибудь служебный автомобиль: подобные контракты «весят» сотни миллионов евро. Контракт должен был быть подписан в июле этого года. Нет смысла объяснять, насколько он важен для немецкой авиапромышленности, учитывая нынешнюю кризисную ситуацию. Однако теперь переговоры отложены на 2010 год – официально швейцарские власти не связывают свое решение с конфликтом вокруг, мягко говоря, необдуманного поступка Пера Штайнбрюка, однако шила в мешке не утаишь – инициатором «замораживания» покупки стал министр обороны Швейцарии Ули Маурер.

Именно он еще пару месяцев назад превозносил в своих выступлениях «Еврофайтеры», которые производит во Франкфурте франко-немецкий концерн EADS, в буквальном смысле до небес: по его словам, для ВВС Швейцарии эти машины являются идеальными. Сейчас он резко изменил свое мнение: теперь, как утверждает Маурер, тактико-технические характеристики «Еврофайтеров» не устраивают швейцарских военных, так что требуется провести дополнительную экспертизу.

До сих пор Швейцария планировала приобрести у Германии 20 машин на общую сумму в 2,2 млрд швейцарских франков (примерно 1,4 млрд евро). Теперь же, по словам представителя Минобороны Швейцарии, правительство приняло решение затребовать от экспертов два дополнительных документа: доклад о перспективных направлениях политики безопасности страны, а также сравнение тактико-технических характеристик «Еврофайтеров» с французскими «Рафалями» и шведскими «Грипенами».

Теоретически «Еврофайтеры» лучше, – считают специалисты, – но если выбирать между французскими и шведскими истребителями, то у «Грипенов» есть все шансы на победу в тендере. Тем временем, руководители EADS горько сетуют на вербальную несдержанность министра финансов Германии. «Наши шансы на заключение сделки катастрофически ухудшились», – заявил в интервью один из членов директората концерна. При этом сам конфликт пришелся на весьма неудобное время: в апреле так называемый «консорциум четырех наций» (ФРГ, Великобритания, Испания и Италия) должен был принять решение о строительстве третьей очереди «Еврофайтеров», состоящей из 236 новых машин. Даже без швейцарского заказа эта очередь оказалась под угрозой, так как ввиду финансового кризиса британцы и итальянцы оказались не в состоянии купить столько истребителей, сколько планировали ранее. Все это означает многомиллиардные потери для крупнейшей европейской авиакосмической компании.

Впрочем, сам проект перевооружения ВВС остается в Швейцарии темой для бурных дискуссий. Последнее слово, по традиции швейцарской демократии, принадлежит не правительству, а народу: инициативная группа под названием «За Швейцарию без армии» собрала в декабре прошлого года 100 тыс. подписей под требованием провести референдум по этому вопросу.

Большинство комментаторов не сомневается в его благоприятном исходе, однако возможность того, что швейцарские избиратели решат, что новые боевые самолеты им не нужны, все же остается. Тем временем как руководство концерна EADS, так и правительство Германии надеются, что задиристый швейцарский министр обороны все же успокоится и сменит гнев на милость. По слухам, он уже пересел обратно с «Рено» на «Мерседес». Так почему бы ему не «влюбиться» повторно в немецкие «Еврофайтеры»?

Борис Альтнер