Posted 30 марта 2009,, 16:17

Published 30 марта 2009,, 16:17

Modified 1 февраля, 02:14

Updated 1 февраля, 02:14

Мировые лидеры зашли в тупик

30 марта 2009, 16:17
Участникам саммита G20 предстоят жаркие дискуссии по поводу путей выхода из мирового кризиса. Пока на национальном уровне особых успехов не добились ни Россия, ни США, ни ЕС. Похоже, только Китаю удалось разработать эффективный антикризисный сценарий.

Участникам финансового саммита "Большой двадцатки" (G20), который откроется в Лондоне 2 апреля, предстоят жаркие дискуссии - лидеры ведущих стран по-разному видят пути выхода из кризиса. Накачивать мировую экономику деньгами, оказывать "точечную" помощь или стимулировать потребительский спрос? Создавать новую мировую расчетную валюту, усиливать роли валют развивающихся экономик, или по старинке опираться на доллар? Что делать с МВФ? G20 попытается ответить на все эти вопросы.

Похоже, главная задача России на этом саммите - нанести такой удар по доллару, чтобы как минимум лишить его звания главной мировой расчетной и резервной валюты. Российский переговорщик в G20, помощник президента РФ Аркадий Дворкович называет это "инициированием дискуссии о новой валютной системе", которая подразумевает ограничение роли доллара и усиление других сильных валют, а также валют развивающихся рынков (прежде всего, рубля и юаня).

Россия возлагает большие надежды на расчетную единицу Международного валютного фонда SDR (специальные права заимствования). Сейчас она привязана к "корзине", состоящей из доллара, евро, английского фунта и йены, однако, по словам Дворковича, "было бы логично, если бы этот валютный набор был расширен и в него могли быть включены новые валюты, в том числе рубль и юань, возможно, другие". Если дискуссия о новом мировом платежном средстве на предстоящем саммите пройдет успешно, то, по мнению президента России Дмитрия Медведева, "в будущем можно говорить и о создании некой супервалюты".

Однако американские власти категорически отрицают, что эпоха доллара закончилась. Президент США Барак Обама видит "небывалую силу" доллара. "Я не верю в необходимость мировой валюты. Инвесторы считают Соединенные Штаты самой сильной экономикой мира с наиболее стабильной политической системой", - заявил он. Министр финансов США Тимоти Гайтнер убежден, что доллар будет расчетной валютной номер один еще "в течение длительного периода времени".

Отметим, что сама идея создания новой резервной наднациональной валюты, которая станет глобальным платежным средством, была высказана неделю назад главой Народного банка Китая Чжоу Сяочуанем. "Это позволит устранить недостатки существующей системы, где ведущую роль играют национальные валюты", - считает глава китайского центробанка. Экономические мотивы Китая вполне очевидны: ослабление доллара означает крах китайских золотовалютных резервов, которые являются крупнейшими в мире, поэтому, пока не поздно, китайцы хотят перевести свои сбережения в более надежный инвестинструмент. Deutsche Bank в своем отчете видит в предложении Чжоу Сяочуаня "начало одной из наиболее радикальных реформ мировой кредитно-денежной системы в предстоящие десятилетия".

У России особых экономических резонов способствовать ослаблению доллара нет. Зато есть политические - нанести удар по США как мировому лидеру. И вопрос о том, какая валюта должна быть главной - не единственный, по которому на саммите разойдутся мнения Москвы и Вашингтона.

Например, серьезные разногласия вызывает возможное будущее Международного валютного фонда (МВФ). Все члены G20 согласны с тем, что в МВФ нужно "закачать" огромные средства - от $500 млрд до $1 трлн. Однако Россия убеждена, что простое "накачивание" МВФ деньгами ситуацию не спасет. В Кремле считают, что крупнейший мировой финансовый институт необходимо срочно реформировать, чтобы сделать его работу более эффективной и нацеленной на результат. В частности, МВФ мог бы получать дополнительные ресурсы за счет покупки у доноров облигаций, которые будут торговаться на рынке. Реформаторские идеи России поддерживают крупнейшие экономики Евросоюза - Британия и Германия, а также Китай. Против реформы МВФ - США и Япония, которые дают фонду больше всего денег.

У партнеров по "двадцатке" также достаточно разное понимание и того, на что именно должны быть потрачены деньги, аккумулируемые крупнейшими экономиками, фондами и банками на борьбу с кризисом. Например, Барак Обама говорит о поддержке через МВФ стран Латинской Америки, Азии и Африки. В то же время, администрация США так и не смогла определить приемлемые для чиновников, менеджмента и акционеров способы дополнительной капитализации банков и спасения автопрома. В результате в банковском секторе США царит неразбериха, а глава крупнейшего автопроизводителя GM почти демонстративно покинул свой пост.

Страны ЕС не только не спешат помогать развивающимся экономикам других континентов, но и не видят особой возможности поддерживать слабые государства центральной и восточной Европы. Зажиточные европейцы явно предпочитают тратить свободные деньги на самих себя.

Российские власти осуществят крупные финансовые вливания в банки, автопром, оборонку и ряд "стратегических" отраслей и предприятий, но особых результатов от "инъекций" государственных денег пока не видно. Становится очевидно, что для спасения экономики необходимо искать деньгам другое применение.

Какое именно - похоже, неплохо знают в Китае. Как сказал китайский премьер Вэнь Цзябао, главное - это лечение "глубинных болезней". Суть "китайского пути" - уход от кредитоориентированного развития домохозяйств и повышение настоящего (не привязанного к заемным деньгам) уровня жизни населения через стимулирование потребительского спроса. Китайская экономика производит товары для США, но простые китайцы их покупать не могут, потому что они бедные - значит, нужно сделать их богаче. Для этого Китай снижает налоги, ужесточая контроль над их собираемостью, а также субсидирует жилищное строительство за счет бюджетных денег, покупает продовольствие у фермеров и поддерживает основные отрасли, направленные на потребительский спрос, в том числе текстильную и металлургическую. Кроме того, страна нашла возможность потратить бюджетные деньги на железные дороги, аэропорты, энергетику, больницы и школы.

В то время, как Россия раздает нефтедоллары близким к власти бизнесменам и госкомпаниям, а США пытаются решить долговые проблемы домохозяйств и корпораций и снова запустить процесс кредитования, Китай дает шанс бедным заработать и потратить, чтобы завертелся круговорот денег в экономике.

Неудивительно, что инвесторы не доверяют ни России, ни США, и выводят деньги как из доллара, так и из бумаг российских компаний. "Пятничные торги показали, что инвесторы по-прежнему пребывают в нервозном состоянии и готовы в любой момент начать сброс акций, - отмечают аналитики банка Уралсиб в комментарии, предваряющем неделю, на которой пройдет саммит G20. - Большинство трейдеров и инвесторов, скорее всего, не станут принимать серьезных решений относительно состава портфелей, а предпочтут дождаться завершения встречи "двадцатки" и начала нового квартала". И действительно, рынки ожидают открытия саммита с явным пессимизмом: фондовые индексы на биржах Азии, России, Европы и США в понедельник падали.

Андрей Михайлов