Posted 15 апреля 2009,, 20:48

Published 15 апреля 2009,, 20:48

Modified 1 апреля, 18:15

Updated 1 апреля, 18:15

Беззарплатные схемы

15 апреля 2009, 20:48
Уволенные с нарушением трудового законодательства россияне больше не боятся обращаться в суды. А когда в суд пойдут «скрытые безработные», судебная система России может просто рухнуть под завалом жалоб.

По данным Минздравсоцразвития РФ, количество безработных, зарегистрированных в органах службы занятости на 14 апреля, составило 2 млн 234,4 тыс. человек. Естественно, по самым разным причинам на учет становятся далеко не все оказавшиеся без работы россияне. А значит, реальная безработица выше.

Также в Минздравсоцразвития заявили, что на середину апреля количество работников, «находившихся в простое по вине администрации», составило 205 тыс. 603 человека. В «отпуска по инициативе администрации» ушли 72 тыс. 557 человек, еще 962 тыс. 326 сотрудников работали «неполное рабочее время». В сумме это 1 млн 240 тыс. россиян, работающих как на частных, так и на госпредприятиях. И поскольку министерская статистика ведется на основе данных, предоставляемых самими работодателями, то можно предположить, что картина складывается далеко не полная. Часть компаний просто не отчиталась (особенно в малом бизнесе), да и многие руководители закрывающихся фирм не стали утруждать себя лишней бумажной работой.

Впрочем, названный 1 млн 240 тыс. россиян также можно считать безработными - это так называемая «скрытая безработица» (даже в части работавших «неполное рабочее время»). Например, в регионах начинает получать распространение практика, когда «неполное рабочее время» сокращается до одного-двух дней в месяц - оплата труда урезается соответственно. При этом фирма получает формальное право рапортовать, что не сокращает сотрудников в рамках кризиса, и продолжать претендовать на господдержку.

Иными словами, реальная безработица в России сейчас превышает 4 млн трудоспособного населения. И эта новая реальность диктует свои правила поведения. В принципе уже неоднократно отмечалось, что кризис возвращает российский бизнес к отношениям дикого периода накопления капитала.

«С начала 90-х годов российский бизнес прошел большой путь развития цивилизованных бизнес-отношений. Всего несколько месяцев кризиса начинают сметать наши достижения, - сетует генеральный директор исследовательской компании «КОМКОН» Елена Конева. - Реальность такова, что заявления многих компаний о соблюдении деловой этики не проходят проверку трудными временами».

По результатам мартовского опроса «КОМКОН», 60% ставших безработными из-за кризиса россиян столкнулись с ситуацией принуждения к написанию заявления об увольнении по собственному желанию. 47% в момент увольнения получили все причитающиеся им выплаты, а выходное пособие в размере среднемесячного заработка за 2 месяца получили только 24%. Лишь 23% россиян были предупреждены о предстоящем сокращении за 2 месяца. Запись в трудовую книжку о расторжении трудового договора по инициативе работодателя в связи с сокращением численности работников организации была сделана для 18% уволенных.

Следует отметить, что россияне все чаще пытаются обжаловать неправомочные действия работодателей. В 2008 году российские суды рассмотрели более 440 тыс. исков работников к компаниям и организациям, из которых 406 тыс. было удовлетворено ( в том числе практически все иски о взыскании заработной платы). 60% уволенных, обжаловавших расторжение трудового договора в суде, были восстановлены в должностях. В этом году, по оценкам Ассоциации юристов России, количество гражданских исков возросло в разы. А по информации Роструда, за первые два месяца 2009 года представители трудовой инспекции провели почти 10 тыс. проверок по вопросам соблюдения законов об оплате труда, благодаря которым 202 тыс. 700 работникам вернули задержанную зарплату на общую сумму 1,7 млрд руб.

При этом работник, вроде бы сохраняющий рабочее место, но не получающий денег, оказывается перед трудным выбором. По закону он может обжаловать действия (точнее, бездействие) руководства в Государственной инспекции труда, если зарплата задерживается хотя бы на две недели. Но пойти на этот шаг - значит вступить на «тропу войны». Если же в суд не обращаться, то и претендовать на положенную официальным безработным госпомощь нельзя.

Проблема достигла таких масштабов, что о ней заговорили на государственном уровне. В конце марта министр регионального развития РФ Виктор Басаргин, выступая в Госдуме, предложил ввести административную ответственность для работодателей за неправомерное сокращение штата, отправку сотрудников в неоплачиваемый отпуск или необоснованное введение сокращенной рабочей недели. Но пока решение по этому поводу не принято.

Тем временем рост безработицы, как скрытой, так и явной, продолжается. По данным Минсоцразвития, увеличение численности безработных в последние две недели составляло по 1,6%. А среди опрошенных PricewaterhouseCoopers (PwC) руководителей компаний 23% планируют увольнения в ближайшем будущем - при том, что 45% сокращения уже проводили.

При этом, по оценкам ряда экспертов, накопления большинства россиян на исходе. А, значит, в суды будут вынуждены пойти и "скрытые" безработные. Российская судебная система может просто не выдержать такого количества исков.

Игорь Чубаха