Posted 17 апреля 2009,, 16:54

Published 17 апреля 2009,, 16:54

Modified 1 апреля, 18:13

Updated 1 апреля, 18:13

Нож в спину "Газпрома"

17 апреля 2009, 16:54
Туркмения подписала соглашение с германской энергокомпанией RWE о возможном строительстве нового газопровода. Как полагают эксперты, "Газпрому" теперь остается только одно - резко увеличивать закупочную цену среднеазиатского газа.

Туркмения сделала еще один шаг к диверсификации каналов транспортировки газа в Европу, подписав соглашение с германской энергокомпанией RWE о возможном строительстве нового газопровода. Это представляет реальную угрозу для "Газпрома", которому остается только одно - резко увеличивать закупочную цену среднеазиатского газа, полагают эксперты.

Богатая газом Туркмения впервые допустит иностранную компанию для изучения и освоения блока N23 на своей части каспийского шельфа. Еще недавно Ашхабад избегал любых контактов с европейскими или американскими энергетическими фирмами. Но теперь туркменские власти решили избавиться от транзитной зависимости от российского "Газпрома".

Первым шагом правительства Гурбангулы Бердымухамедова на пути к диверсификации поставок стало строительство газопровода в Китай, по которому к концу текущего года планируется начать поставки топлива. Это будет первый экспортный канал, позволяющий продавать газ в обход магистралей "Газпрома", однако Ашхабад на этом останавливаться не намерен - Туркмения активно ищет партнеров среди западных энергетических компаний. Но далеко не каждая станет сотрудничать с Бердымухамедовым, поскольку крупнейшие европейские компании (например, E.On или Eni) уже связаны обязательствами с "Газпромом" по двум его крупнейшим транспортным проектам - Северному и Южному потокам.

RWE в этом смысле - идеальный партнер для сотрудничества. В Европе конкуренция между энергетическими компаниями существует именно для того, чтобы они поддерживали разные проекты: E.On будет строить "Северный поток", а RWE является акционером Nabucco (эту магистраль мощностью от 26 до 32 млрд кубометров газа в год предполагается построить в обход России через Турцию и Южную Европу для прокачки азиатского газа).

Туркмения тоже хочет поучаствовать в Nabucco, предлагая включить в него Транскаспийский газопровод, по которому среднеазиатский газ (туркменский, узбекский и казахский) через Каспийское море и Грузию может попасть в Турцию и далее к европейским потребителям.

При этом туркменская сторона не отказывается от строительства новой трассы в обход Каспийского моря, по которой газ будет попадать в систему "Газпрома". Россия в свою очередь уверяет, что у Туркмении недостаточно газа для участия в качестве поставщика топлива сразу в двух проектов, а экспортировать сырье через Кавказ и Турцию - не очень надежно из-за политической обстановки. Ашхабад в ответ заявляет, что газа у него более чем достаточно - не озвучивая, впрочем, объемы запасов. Брюссель же заявляет, что будет поддерживать диверсификацию маршрутов, хотя на деле трубопровод Nabucco исключен из числа приоритетных проектов Евросоюза.

В сущности, азиатским производителям энергоресурсов нужно только одно - чтобы нефть и газ у них покупали по высоким ценам. Пока сохраняется транзитная зависимость от России, у Туркмении, Узбекистана и Казахстана просто нет козырей для игры по-крупному. Именно поэтому подписание документов между Туркменией и RWE стало прорывом - у Ашхабада появились союзники не на словах, а на деле.

Германская компания хочет взять на себя весь комплекс вопросов, связанных с поиском, производством и продажами газа - от геологоразведки, до добычи, подготовки и транспортировки. Для RWE это тоже крупная победа: проект Nabucco, на который эта компания сделала ставку, получает ресурсную базу - газовые богатства Туркмении. Теперь в Германии у каждой крупной энергетической компании есть свой богатый газом партнер: у E.On - "Газпром", у RWE - Туркмения.

Сейчас Туркмения из добываемых 75 млрд кубометров газа для собственных нужд использует лишь треть, а около 50 млрд продает "Газпрому". Ашхабад обещает увеличивать добычу с ростом спроса: например, когда будет запущена "труба" в Китай, в нее ежегодно придется подавать до 40 млрд кубометров. Россия же хочет модернизировать систему и, построив Прикаспийский газопровод, претендует на дополнительные 30 млрд кубометров. При этом еще несколько десятков миллиардов кубометров газа из Туркмении может понадобиться для Nabucco.

Правда, в "Газпроме" уверяют, что такие объемы Европа просто не "съест" - все, что нужно на Западе, может поставить Россия по Северному и Южному потокам, которые крупнейшая газовая компания мира обещает построить гораздо раньше, чем будет запущен Nabucco. А Туркмения со вводом в эксплуатацию Транскаспийского газопровода (при всей отдаленности этой перспективы) может просто передумать отдавать большую часть своей добычи "Газпрому".

В качестве оправдания такого решения Ашхабад, обвинивший "Газпром" в несоблюдении условий эксплуатации газопровода, будет долго напоминать России о недавнем взрыве на магистрали. Именно в таком ключе в последнее время развиваются "газовые" отношения между Москвой и Ашхабадом. По крайней мере, состоявшиеся в марте переговоры президентов России и Туркменистана фактически закончились провалом - соглашение о транзите туркменского газа в очередной раз не было подписано.

Аналитики отмечают, что соглашение между Туркменией и RWE - "нож в спину "Газпрома". У российского газового монополиста теперь есть лишь один способ сохранить лояльность азиатских производителей газа - максимально увеличивать цену покупки топлива. Делать это до бесконечности, разумеется, тоже нельзя, поскольку в какой-то момент прокачка чужого газа станет просто невыгодной.

"Соглашение подрывает планы "Газпрома" по поглощению центральноазиатского газа. Это не немедленная, но среднесрочная и долгосрочная угроза для «Газпрома». Более реалистичным является маршрут Транскаспийского газопровода, который постепенно станет частью Nabucco, который будет транспортировать газ из Центральной Азии в обход России", - пишут в обзоре аналитики «Альфа-банка». Они особо подчеркивают, что соглашение представляет угрозу для газпромовского проекта "Южный поток", так как после договоренности с RWE возрастает вероятность того, что Nabucco будет построен.

Андрей Михайлов