Закат эры розницы

Правительство пытается защитить российских производителей продуктов от диктата торговых сетей. Однако ситуация может разрешиться и без вмешательства государства. Россияне начинают отдавать предпочтение розничным рынкам.

 

В феврале в России начался "закат эры розницы". По данным Росстата, тогда впервые за несколько лет упал рынок непродовольственных товаров (на 3% по сравнению с февралем-2008), продовольственный рынок снизился на 2,1%. «Итоги I квартала 2009 года удручают. Спад российской экономики оказался сильнее, чем это виделось еще пару месяцев назад, и намного хуже ожиданий, присутствовавших в конце 2008 года», - отмечает аналитик «Банка Москвы» Кирилл Тремасов. При этом, по его мнению, снижение экономических показателей будет продолжаться. «Мы считаем, что этот тренд получит развитие в ближайшее время, и своего дна потребительские рынки достигнут только летом», - прогнозируют в «Банке Москвы».

Пока из всех сегментов потребительского рынка продуктовые остается в наиболее выигрышном положении - любовь к вещам приходит и уходит, а кушать хочется всегда. При этом до кризиса ежегодный рост мультиформатных розничных продуктовых сетей составлял в среднем около 23%, что привело к "сетевой" монополизации. Ритейл стал диктовать свои правила. Но в нынешней ситуации ритейлеры пытаются переложить возникшие проблемы на плечи контрагентов.

Кроме того, они очень неохотно расстаются с системой бонусов — когда поставщик должен отдельно платить за размещение своего товара на полке маркета, а деньги за поставленную продукцию получает не сразу. Как отметил в одном из интервью гендиректор «Черкизово» Сергей Михайлов, по отсрочке платежа условия и раньше были тяжелыми. Сейчас сети пытаются их отстоять, но у поставщиков из-за кризиса нет возможности давать отсрочку на 45, 60 или 90 дней. При этом, по его словам, требования об увеличении отсрочки не связаны с продаваемостью товара и превышают сроки реализации в 2-3 раза. "Получается, что мы фактически финансируем ритейл», - посетовал он.

Желание ритейлеров сохранить докризисный уровень прибылей чревато ростом социальной напряженности. Поэтому власти озаботились изобретением механизмов контроля. Вводить директивные ограничения цен на продовольствие государство уже не решается - слишком памятен печальный опыт замораживания цен-2007. Приходится искать новые инструменты влияния. «Нам необходимо сейчас заниматься определением цивилизованных правил поведения, чтобы внутри каждого сегмента - производства, переработки и торговли - не было сверхдоходов у кого-либо, чтобы доходность была сбалансированной, - считает первый вице-премьер Игорь Шувалов. - Это позволит нам говорить о том, что цены некоторым образом стабилизируются и контролируются». При этом вице-премьер выступает против административного введения максимальных цен.

Со своей стороны, Минсельхоз и Минпромторг в середине апреля организовали подписание соглашения «О разработке Кодекса добросовестных практик торговых сетей при взаимоотношениях с поставщиками продуктов питания». От лица ритейла подпись под документом поставил председатель комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей по торговле и услугам Лев Хасис, со стороны производителей продовольствия - председатель комиссии РСПП по АПК Иван Оболенцев.

В рамках соглашения торговые сети должны освободить от уплаты большей части бонусов 20 наименований социально значимых продуктов питания и рассчитываться за них в течение 14 дней. Еще за 200 наименований продуктов расчет должен быть произведен в течение 30 дней. Правда, судя по ценам, после подписания документа продукты не подешевели.

Возможно, поэтому, несмотря на демонстративный отказ от регулирования цен сверху, государство рассматривает вопрос о возможном подключении к решению проблемы юридических ресурсов. По словам первого заместителя председателя Комитета Госдумы по промышленности Валерия Драганова, новый проект «Закона о торговле» будет разработан в течение весенней сессии. Параллельно правительство РФ поручило соответствующим министерствам и Федеральной антимонопольной службе (ФАС) к IV кварталу реализовать мероприятия по ограничению цен на товары первой необходимости и усилению контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.

Очевидно, что эти меры правительства не будут способствовать улучшению положения ритэйлеров. По оценкам экспертов «INFOLine-Аналитика», в 2009 году количество открываемых гипермаркетов сократится по сравнению с 2008-м минимум в 2 раза, и темпы роста торговых площадей с учетом закрытия некоторых торговых объектов могут упасть до 3%. А закрытие магазинов неминуемо из-за снижения реальных доходов населения и практически полного прекращения кредитования банками.

В меньшей степени от кризиса пострадали розничные рынки - ввиду отсутствия задолженности перед банковскими структурами и более низких цен. По мнению гендиректора «INFOLine-Аналитика» Михаила Бурмистрова, в 2009 году ожидается увеличение количества рынков и рост их доли в обороте розничной торговли РФ как минимум до14%.

Эту тенденцию подтвердила на саммите владельцев торговых сетей гендиректор ГК«Виктория» Елена Калашникова. «Все большее предпочтение люди отдают неорганизованной торговле. Мы ощущаем тенденции возврата к рынкам, в результате чего конкуренция за последние месяцы резко возросла», - отметила она.

По оценкам «INFOLine», уже сейчас более 50 федеральных и региональных торговых сетей находятся на грани банкротства. К некоторым из них «присматриваются» иностранные покупатели. Как считают эксперты, уже к концу 2009 года существенную долю российского рынка займут менее зависимые от заемного финансирования международные ритейлеры - Auchan, Metro, Carrefour, Hyperglobus и Selgros. А если часть российских торговых сетей начнет переходить в собственность западным компаниям, то отечественным производителям будет непросто продвинуть свои товары в их магазины. Зато оживившаяся торговля на рынках с удовольствием и без бонусов эти товары примет. Именно так было в "лихие 90-е".

Игорь Чубаха