Газ наперегонки

Россия вступила в новое газовое противостояние - на этот раз ей предстоит соревнование "на скорость" газопроводов. Ставка - газовый рынок Евросоюза. Российские власти изо всех сил подгоняют проект "Южный поток", но сторонники Nabucco тоже не дремлют.

Россия вступила в новое газовое противостояние - на этот раз ей предстоит соревнование "на скорость" газопроводов. Ставка - газовый рынок Евросоюза. Российские власти изо всех сил подгоняют проект гигантского экспортного коридора "Южный поток", но сторонники альтернативного проекта Nabucco тоже не дремлют. Какой из газопроводов победит - станет понятно уже в ближайшее время.

За последнюю неделю оба конкурирующих проекта значительно продвинулись вперед. Nabucco, учредителями которого являются австрийская OMV, венгерская MOL, румынская Transgaz, болгарская Bulgarian Energy Holding, турецкая BOTAS и немецкая RWE, выбрали пять инжиниринговых компаний для разработки технической документации. У проекта появился президент, который начал подбор топ-менеджеров в Вене, где базируется оператор "трубы" Nabucco Gas Pipeline International GmbH. Государства-учредители этой магистрали намерены построить экспортный коридор мощностью 31 млрд кубометров газа в год за 7,9 млрд евро.

Москва, предлагающая Брюсселю доставлять газ в Европу по "Южному потоку" (часть магистрали пройдет под Черным морем в обход Украины и "вынырнет" на сушу на болгарском берегу), ответила весьма радикально. На состоявшейся в пятницу встрече премьер-министра России Владимира Путина с итальянским коллегой Сильвио Берлускони было объявлено, что эта "труба" будет прокачивать не 31 млрд кубометров газа в год (как планировалось ранее), а 63 млрд.

Вероятно, эта договоренность (которая, как сообщил глава "Газпрома" Алексей Миллер, была достигнута по инициативе итальянской Eni) должна стать лучшим пиар-ходом в продвижении российского проекта. За объявлением о возможности увеличить мощность "трубы" стоит вполне очевидный подтекст: у России газа хватит на всех, да еще останется. Глава российского Минэнерго Сергей Шматко заверяет, что Nabucco вообще не конкурент российскому проекту, который будет запущен уже к 2015 году.

Заключением нового соглашения с Eni Россия убивает сразу трех зайцев. Во-первых, Москва успокаивает скептиков на Западе, которые сомневаются, что у России достаточно газа, и что у "Газпрома" есть возможность привлечь финансовые ресурсы, достаточные для реализации амбициозного проекта. Дополнительно энергетическое реноме России укрепляет готовность одной из крупнейших европейских компаний работать над проектом.

Во-вторых, "Газпром" теоретически может привлечь на свою сторону одну из компаний, участвующих в Nabucco. В пятницу российский газовый концерн подписал соглашение с болгарской Bulgarian Energy Holding (которая уже работает в Nanucco), греческой DESFA и сербской Srbijagas о взаимодействии на прединвестиционной стадии проекта, а также о деятельности совместных предприятий, которые будут учреждены для проектирования, строительства и эксплуатации "Южного потока". В результате российский проект может набрать такую мощь, что кто-то из "отцов-основателей" Nabucco переметнется на "газпромовскую" сторону. Руководство "Газпрома" уверяет, что в Европе прекрасно отдают себе отчет в полной экономической невыгодности Nabucco.

В-третьих, соглашение с Eni позволит продвинуться на Восток. Участники Nabucco рассчитывают на центральноазиатский, главным образом - туркменский газ. А страны Азии, богатые углеводородами, мечтают о диверсификации своих экспортных каналов: сейчас они вынуждены почти весь газ (за исключением недавно построенной "трубы" в Китай) отдавать "Газпрому", и у них просто не остается пространства для ценового маневра. Туркмения и другие поставщики сырья с Востока ждут Nabucco, как манну небесную, понимая, что наличие второй магистрали даст им довод в торге с российской монополией. Однако, увидев, насколько серьезны намерения "Газпрома" на европейском рынке, азиатские газодобытчики могут пересмотреть свою идеологию "одно направление - две трубы". Ведь если "Газпром" хочет поставлять в Европу на южном направлении вдвое больше газа, то зависимость монополии от азиатского топлива возрастет.

В этой ситуации российский концерн и, например, Ашхабад будут зависеть друг от друга вполне симметрично. И у продавца появится возможность большего давления на транзитера, которому придется устанавливать высокую закупочную цену, существенно сокращая маржу. Среднеазиатские страны могут предложить "Газпрому" сделку: они откажутся от подачи своих углеводородов в Nabucco взамен на высокую цену, формула которой будет зафиксирована до 2020 года. И российский монополист, вполне очевидно, примет это предложение.

Самый же сильный аргумент, который, по замыслу Москвы, должен подействовать на бюрократов из ЕС, заключается в синергетическом эффекте от только что заключенных соглашений. В России надеются, что Брюссель осознает все преимущества "Южного потока" перед Nabucco - именно поэтому Москва так много времени уделяет заявлениям о том, что альтернативная труба не конкурент российской, и пиару собственного проекта.

Уже ближайшие месяцы, а то и недели, покажут, насколько были убедительны доводы российской стороны. Не исключено, что Европа "перерисует" газовую карту в пользу проекта "Газпрома".

Андрей Михайлов