Posted 29 мая 2009,, 14:44

Published 29 мая 2009,, 14:44

Modified 1 апреля, 17:49

Updated 1 апреля, 17:49

Рубль для Лукашенко - не деньги

29 мая 2009, 14:44
После заявления главы российского Минфина о проблемах в белорусской экономике Александр Лукашенко отказался брать у России кредит на $500 млн в рублях. Однако, скорее всего, и этот выпад сойдет с рук «последнему диктатору Европы».

Визит Владимира Путина в Минск стал скандальным, еще не успев начаться. Накануне поездки премьера министр финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что Белоруссия в самое ближайшее время станет неплатежеспособной. По его словам, у страны возникнут проблемы с обслуживанием внешнего долга из-за недостатка золотовалютных резервов (ЗВР), так как в I квартале белорусские власти использовали их треть, направив более $2 млрд на поддержку курса национальной валюты. По мнению Кудрина, если ЗВР Белоруссии будут и дальше тратиться такими же темпами, то очень скоро от них ничего не останется.

Вице-премьер также заявил, что кредитная накачка экономики Белоруссии приведет к росту расходов на обслуживание госдолга - ведь только по уже взятым кредитам прирост погашения в 2011 году превысит $1 млрд. «По сути, мы можем столкнуться с неплатежеспособностью белорусского правительства и в целом экономики в связи с недостаточностью ЗВР - возможно, даже в конце этого года или через год», - выдал глава Минфина РФ неутешительный прогноз.

Белорусский лидер в долгу не остался. Он обрушился на Кудрина, сравнив его с «оппозиционными отморозками», и в очередной раз призвал не заискивать перед Россией. «Не получается в России - не надо кланяться, ныть, плакать, надо искать свое счастье в другой части планеты. Я это осознанно публично говорю. Мы вчера наблюдали интересную ситуацию, когда президент Белоруссии сидит с Владимиром Путиным и абсолютно на дружеской ноте обсуждает вопросы, начиная от частных и заканчивая государственными. А в это время министр финансов Алексей Кудрин дает пресс-конференцию до заседания союзного Совета министров, суть которой - посеять панику в Белоруссии. Он полностью консолидировался с нашими отморозками, которые здесь на западные деньги вякают и начинают нас учить работать», - сказал Лукашенко информагенству «Белта».

«Если у них такая хорошая экономика, так 10% падения ВВП откуда? У нас другая экономика, но даем 1,5% роста ВВП», - похвастался Батька. На самом деле, такие показатели говорят вовсе не об успехах белорусской экономики или проблемах экономики РФ, а о том, что Россия как страна, встроенная в мировую экономику, вместе с ней переживает кризис, а советская Белоруссия к мировым экономическим процессам не имеет ровным счетом никакого отношения.

При этом оснований для негативной оценки белорусской финансовой системы у российского министра предостаточно. Уже в начале 2009 года белорусские власти девальвировали национальную валюту на 15%. Когда власти сообщили о предстоящей девальвации в декабре 2008 года, народ бросился скупать валюту, золото и промышленные товары, и сейчас на внутреннем потребительском рынке страны наблюдается дефицит. Как отметил Кудрин, Минск потратил треть резервов на поддержку национальной валюты, но это не помогает. По сообщениям оппозиционных СМИ, в последние дни белорусы опять активно приобретают иностранную валюту (которую в обменных пунктах Минска и вовсе не купить). По стране ходят слухи о следующей волне девальвации.

В целом белорусские власти так и не провели рыночных реформ, поэтому экономика Белоруссии по сути осталась советской, а управляется она административно-командными методами, усвоенными Александром Лукашенко еще в бытность руководителя колхозом. Поэтому, какие бы не назывались политические причины российско-белорусского разлада, нельзя забывать, что экономическое положение союзника оставляет желать лучшего. При этом Лукашенко не считает себя виновником тяжелого положения национальной финансовой системы. Кризис «пришел к нам со стороны, и мы вынуждены с этим считаться», подчеркнул он на встрече с Путиным.

При этом российский премьер был достаточно миролюбив в высказываниях перед встречей с белорусским коллегой Сергеем Сидорским. «Чтобы ни происходило в мировой экономике, если потребуется подставить Белоруссии плечо — Россия всегда это сделает», — заявил Путин. Однако выяснилось, что гордому белорусскому президенту не всякая помощь годится: Лукашенко отказался от российских денег, несмотря на проблемы в финансовой системе своей страны. «Я предлагал Александру Григорьевичу, и наш президент поддержал, выдать кредит в размере $500 млн в российских рублях, если российские рубли так нужны во взаимных расчетах, но Белоруссия отказалась», — сообщил по итогам встречи в Минске Кудрин.

Эксперты считают, что Москва устала от капризов Лукашенко, но будет и впредь ему потакать. «Россия не может испортить отношения с Белоруссией и будет идти на любые условия Минска. Но в последнее время Москве стало очевидно, что все обещания белорусского руководства пустые, а аппетиты становятся все больше. Проблема в отношениях уже видна явно», - отметил в беседе с корреспондентом «Росбалта» журналист Павел Шеремет. По его мнению, отказ от кредита, с одной стороны, обусловлен реакцией на заявления Кудрина, а а с другой - опасениями, что курс рубля вырастет, и придется отдавать больше, чем взяли.

Шеремет считает нынешнюю ситуацию очередным раундом в обострении отношений между Лукашенко и Путиным. «Сейчас идет настоящая торговая война, которая пока скрыта от глаз общественности. Россия ввела ограничение на ввоз молока и сахара из Белоруссии, та в свою очередь ограничила на ввоз товаров из России», - отметил журналист. Тем не менее, он уверен, что Лукашенко и на этот раз все сойдет с рук. «Россия смягчится и предложит кредит в долларах или еще какой нибудь валюте», - прогнозирует Шеремет.

Российско-белорусские "братские стычки" уже выходят за пределы кабинетов дипломатов и политиков. При этом Александр Лукашенко всегда побеждает - он получает низкие цены на газ и выгодные кредиты из российской казны. В то же время, белорусский президент ничего не делает для дальнейшей интеграции с Россией. Возникает вопрос: неужели Союзное государство создавалось исключительно для поддержания жизнедеятельности экономической и политической утопии в Белоруссии?

Сергей Ковальченко