Posted 22 июня 2009,, 20:09

Published 22 июня 2009,, 20:09

Modified 1 апреля, 17:36

Updated 1 апреля, 17:36

Банк одного хозяина

22 июня 2009, 20:09
Глава ЦБ Сергей Игнатьев останется на своем посту еще 4 года. Очевидно, что руководителя Центробанка ждет тяжелая работа: регулятору придется исправлять собственные ошибки, параллельно не допуская возникновения новых кризисов.

Комитет Государственной думы по финансовому рынку рекомендовал нижней палате продлить полномочия Сергея Игнатьева на посту главы Банка России. Таким образом, Игнатьеву предстоит руководить ЦБ еще 4 непростых года.

Российский Центробанк не менял руководителя с 2002 года — за это время Игнатьев успел проявить себя с разных сторон. Видимо, депутаты оценили его работу как успешную. Тем более, что нынешний глава ЦБ находится под протекцией президента, который второй раз предложил продлить его полномочия.

Кроме того, очевидно, что в разгар финансового кризиса менять главу ЦБ не имеет смысла. Пока новичок освоится на высоком посту, он может «наломать дров», в то время как сейчас на Банке России лежит колоссальная ответственность. Ему необходимо стимулировать кредитование экономики, одновременно регулируя курс национальной валюты, и не допустить разгула инфляции. Именно эти задачи назвал приоритетными и сам Игнатьев, выступая перед депутатами в понедельник.

По его словам, основной целью регулятора в ближайшее время станет инфляционное таргетирование и постепенный переход к «плавающему рублю». "В ближайшие два года мы можем максимально приблизиться к этим режимам", - предположил глава ЦБ. При этом российский регулятор не намерен отказываться от проведения валютных интервенций и считает, что участие ЦБ в торгах «плаванию нацвалюты» не повредит. Как отметил Игнатьев, эта стратегия предполагает обязательство ЦБ не проводить валютных интервенций, однако некоторые Центробанки их не соблюдают, в связи с чем Банк России тоже не откажется от подобных действий.

В целом, по словам Игнатьева, в сложившихся условиях роль монетарной политики ЦБ значительно возрастает по сравнению с тем, какой она была несколько лет назад, и с этим трудно не согласиться.

Игнатьев был назначен на пост председателя Центробанка в марте 2002 года - сейчас этот период принято называть «сытым временем». Тогда действий ЦБ как будто и не замечали. «Во время работы Игнатьева на посту главы ЦБ финансовая система вплоть до осени 2008 года не сталкивалась с серьезными потрясениями, - отмечает глава аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских. - Хотя в основном это было связано с благоприятной внешней конъюнктурой, и личные заслуги Игнатьева спорны. Однако следует признать, что под его руководством действия ЦБ имели более предсказуемый характер».

По мнению экономистов, одной из главных заслуг ЦБ можно считать проведение довольно мягкой денежной политики и активные действия во время «нештатных» ситуаций. Как полагает эксперт ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский, действия российского ЦБ по итогам последних лет работы можно оценить на «удовлетворительно». «В заслуги Сергея Михайловича можно включить частичную либерализацию валютного контроля, «плавную» девальвацию рубля в период острой фазы кризиса, а также умелое управление денежным предложением. Не стоит забывать и о быстрой реакции при спасении отечественной банковской системы», - напоминает эксперт.

В частности, к «пожарным мерам», предпринятым ЦБ в самом начале финансовой лихорадки, можно отнести снижение нормативов обязательного резервирования осенью 2008 года, а также проведение денежных аукционов, в том числе беззалоговых, для участников рынка.

Необеспеченные кредиты ЦБ пользовались популярностью с момента введения и проводятся до сих пор — сейчас совокупная задолженность российских банков по этому виду кредитов ЦБ оценивается более чем в 700 млрд рублей. При этом за последний год Банк России активно использовал ставку рефинансирования в качестве рычага финансового регулирования. Так, в конце прошлого года ЦБ дважды повышал ее для сдерживания роста инфляции и сокращения оттока капитала, однако в 2009 году регулятор пошел на снижение ставки, и 5 июня она упала в третий раз с начала года - с 12% до 11,5%.

Также, по мнению Подлевских, «вызывает уважение» и кампания регулятора по проведению плавной девальвации рубля. Несмотря на многочисленную критику выбранного подхода, у него имеются очевидные плюсы. Постепенное ослабление курса рубля позволило многим российским компаниям и банкам провести пик валютных платежей в конце 2008 года, не потеряв ликвидность, и сохранить залоговые пакеты акций. Поэтому сокращение почти на $200 млрд золотовалютных резервов страны, которые были потрачены на проведение валютных интервенций на межбанке, можно считать тяжелой, но неизбежной платой за преодоление пика кризиса.

Впрочем, некоторые действия российского Центробанка во главе с Игнатьевым экономисты подвергают жесткой критике. В частности, вызывает недоумение стратегия банка по инвестированию средств золотовалютных резервов (ЗВР). В течение последних лет «нефтяные деньги» вкладывались в облигации правительства США и обязательства американских ипотечных компаний. Несмотря на то, что в неверном выборе инструментов инвестирования многие склонны обвинять Министерство финансов, окончательное решение, куда вкладывать средства, принимал именно ЦБ. Кроме того, очевидно, что регулятор проиграл в борьбе с двузначной инфляцией, и Россия осталась единственной страной БРИК, в которой ежегодные темпы роста цен превышают 10%.

Еще одним промахом Центробанка, по мнению экспертов, является низкий уровень кредитования экономики по отношению к ВВП. Экономисты отмечают, что инструменты рефинансирования, предоставляемые ЦБ участникам рынка, недостаточны для того, чтобы оживить российский кредитный рынок. Экономика по-прежнему стагнирует, а деньги, выделяемые на поддержку реального сектора, застревают в крупных банках, не доходя до региональных игроков и тем более — до конечных потребителей.

Однако у Банка России все еще есть возможность кардинально изменить ситуацию. Как сообщили «Росбалту» в одном из крупнейших банков, главной задачей регулятора на ближайшую перспективу должен стать уход от «докризисной модели» работы, чтобы не допустить повторения собственных ошибок. Как полагают банкиры, именно ЦБ сыграл роковую роль в возникновении финансового кризиса в РФ, позволяя участникам российского банковского сектора активно привлекать средства на международных рынках капитала, и не обеспечивая игроков необходимыми средствами по приемлемым процентам.

Тем не менее, смена руководства не всегда означает переход к новому качеству работы. Между тем, «старая» команда менеджеров ЦБ во главе с Сергеем Игнатьевым уже получила ценный опыт работы в экстремальных условиях. Если мрачные прогнозы чиновников о возникновении новой волны банковского кризиса сбудутся, у ЦБ появится второй шанс доказать свой профессионализм.

Мария Коваценко