Posted 14 июля 2009,, 16:50

Published 14 июля 2009,, 16:50

Modified 1 февраля, 02:42

Updated 1 февраля, 02:42

Тарифные ломки

14 июля 2009, 16:50
Государство объявило, что «попридержит» тарифы естественных монополий на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки. Однако снижение темпов роста тарифов имеет и обратную сторону.

Государство объявило, что «попридержит» тарифы естественных монополий на газ, электроэнергию и железнодорожные перевозки. Однако снижение темпов роста тарифов имеет и обратную сторону.

С 1 января 2010 года тарифы на газ для промышленных потребителей вырастут на 15%, железнодорожные перевозки - на 9,4%, а электроэнергия подорожает на 5%. Об этом, по итогам президиума правительства РФ, заявила глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.

Далее, в соответствии с утвержденным предельным размером роста тарифов на 2010-2012 годы, газ будет ежегодно дорожать на 15%. Стоимость грузоперевозок в 2011 году планируется увеличивать на 6,2%, в 2012 году - на 6%. Рост цен на электроэнергию в 2011 году для промышленных потребителей составит 6,2%, в 2012 году - 4%. Но цифры по 2011 и 2012 году в секторе железнодорожных перевозок и электроэнергии даже сейчас выглядят заниженными, а значит, вполне могут быть пересмотрены. Более того, как заявили в ИК «Финам», все «принятые решения пока носят предварительный характер. Окончательные решения об индексации тарифов на 2010 год должны быть приняты до конца года».

«Тарифные планы», представленные Набиуллиной, буквально через день подкрепил своим заявлением премьер-министр РФ Владимир Путин на встрече с членами Совета Федерации. По его словам, полное замораживание тарифов невозможно, правительство РФ приняло решение рост тарифов естественных монополий «притормозить». Поэтому есть все основания полагать, что с тарифами на 2010 год власть определилась окончательно.

Отметим, что в текущем году суммарный рост тарифов естественных монополий для юрлиц составляет на газ - 16,3%, на электроэнергию - 19%, на железнодорожные перевозки — 12,4%. Получается, обещанные на 2010 год тарифы объективно не так «кусаются». Государство, слегка ограничив монопольные аппетиты, реально дарит некие преференции другим участникам рынка.

К примеру, в кризис 1998 года стоимость железнодорожных перевозок вообще снижалась на 19%. А тарифы на электроэнергию росли всего на 3%. Однако с учетом назревающих проблем с наполнением бюджета власть не рискнула позволить себе излишнюю щедрость. «Мы в этом году принимали решения, сдерживающие рост тарифов, и, соответственно, это уменьшает выручку естественных монополий, плюс происходит снижение сбыта их продукции», - посочувствовала монополиям Набиуллина.

Монополии традиционно объясняют необходимость пересмотра тарифов в сторону увеличения потребностью выполнения обширных инвестпрограмм. Проще говоря, они ежегодно заявляют: «Дайте нам право повышать тарифы выше инфляции, а на собранные деньги мы возведем новые мощности, заменим изношенное оборудование, проложим новые рельсы и трубы, обеспечим работой тысячи россиян в проблемных регионах».

Поэтому монополиям только выраженного словами сочувствия недостаточно. Так, параллельно «тарифным» решениям правительство уменьшило на 15,8% инвестпрограмму «Газпрома» на 2009 год (с 920 млрд руб. до 775 млрд руб.). И это даже несмотря на то, что цены на газ правительство «придержало» весьма относительно и сохранило курс на выравнивание внутри российских и европейских газовых цен к 2011/2012 году.

«Подтверждение темпов роста тарифов на газ на уровне 15% до 2012 года является позитивным моментом для «Газпрома», - считают аналитики ИК «Финам». - Важно, что в непростых экономических условиях правительство выразило готовность сохранить темпы роста тарифов на газ на уровне 2010 года». Вместе с тем эксперты отметили, что после утверждения прогнозных значений роста тарифов на 2010-2012 годы могут последовать новые попытки увеличения НДПИ на газ. Помимо этого, индексация цен происходит в рублевом выражении, что сохраняет элемент неопределенности, связанный с динамикой валютных курсов.

Электроэнергетике придется сложнее. В «Финаме» считают, что в этом секторе пострадают в первую очередь компании, значительная часть выручки которых зависит от установленного тарифа — «РусГидро», Федеральная сетевая компания (ФСК), РАО «ЭС Востока», компании сегмента МРСК (за исключением тех МРСК, у которых значительная доля филиалов перешла на RAB: МРСК Юга и МРСК Центра).

Например, в заявке «РусГидро» по тарифам на 2010 год предполагалась индексация на порядок выше. Теперь менеджмент компании заговорил о дефиците финансирования масштабной инвестиционной программы компании. «В отличие от объектов тепловой генерации, приостановка строительства и консервация объектов гидрогенерации обходится гораздо дороже, - констатируют в «Финаме». - Так, инвестиционная программа «РусГидро» на 2009 год составляет около 65 млрд руб. Соответственно, аналогичная величина инвестиций потребуется компании и в 2010 году». По оценкам экспертов, реализовать столь масштабную инвестпрограмму за счет собственных средств компании вряд ли удастся, поэтому ей придется привлекать заемные средства или пытаться разместить допэмиссию. А с учетом ситуации на финансовых рынках эта не простая задача, и может негативно сказаться на экономических параметрах вводимых объектов.

Правда, как уточнила Набиуллина, индексация по электроэнергетике на 5% касается именно регулируемых тарифов. «Но мы должны учитывать, что здесь будет большая доля реализации электроэнергии уже на свободном рынке», - подчеркнула министр. И эксперты согласны, что на свободном рынке положение будет «либеральней». «Доходы компаний сегмента ОГК-ТГК в меньшей степени зависят от тарифного регулирования, поскольку значительная часть их доходов с 2010 года будет генерироваться за счет продажи электроэнергии на рынке электроэнергии (мощности)», - уточняют в «Финаме».

«Размер индексации тарифов на электроэнергию действительно можно назвать щадящим, на железнодорожные перевозки – нормальным, на уровне ожидаемой инфляции, а вот на газ – уже завышенным, - сообщил «Росбалту» заместитель генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Олег Трудов, предположив, что это было сделано, скорее всего, в качестве компенсации за грядущее увеличение НДПИ».

Но, по оценке эксперта, такой разрыв темпов индексации тарифов на электроэнергию и газ ставит генерирующие компании в достаточно сложное положение, поскольку 5-процентное увеличение стоимости электроэнергии не покроет даже удорожание газа для энергокомпаний. В результате доля газа в себестоимости электроэнергии вырастет на 3-4%. Кроме того, обязательно вырастет ценовой разрыв между регулируемым и свободным секторами оптового рынка электроэнергии.

С железнодорожными тарифами вопрос тоже непростой. «Параметры индексации тарифов на железнодорожные перевозки – постоянный поиск компромисса между государством и ОАО «РЖД», - отметил Трудов. В то же время, отмечает он, при сдерживании тарифов на перевозки в условиях инфляции, когда возникает необходимость индексации зарплат железнодорожникам, увеличивается стоимость промышленной продукции, топлива, электроэнергии - происходит рост расходов на инфраструктуру, и приводит к недофинансированию. « Исходя из интересов развития экономики, фактического состояния железных дорог и перспектив использования железнодорожного транспорта при последующем росте экономики, это недопустимо» - считает Трудов.

Правительство стремится уменьшить темпы роста тарифов, руководствуясь целями поддержки реального сектора, снижения нагрузки на бизнес, сдерживания цен. Это особенно актуально в условиях кризиса, когда со всех сторон звучат призывы и вовсе их заморозить. Однако уменьшение темпов роста тарифов имеет и обратную сторону: помимо сокращения инвестиционной программы сокращаются и расходы на содержание инфраструктуры в надлежащем состоянии.

В общем, государство оказалось перед дилеммой — по одну сторону барьера реальный сектор российской экономики с угрозой увольнения рабочих, с долгами по набранным в «тучные» годы кредитам и зачастую невыполненными обещаниями государства по антикризисной поддержке реального сектора. По другую сторону — естественные монополии тоже с сулящими занятость рабочим инвестпрограммами и с гарантированными бюджетными отчислениями. В результате было принято «соломоново» решение — не кардинально снизить, а «придержать» тарифы, причем в зависимости от прежних и будущих «заслуг» каждого монополиста.

В то же время, по оценкам Путина, госбюджет нынешнего года недополучит треть доходов по сравнению с уровнем 2008 года. Об этом глава правительства заявил во вторник на встрече с сенаторами. И когда власть буквально мечется в поисках пополнений худеющего бюджета, решение «урезонить» монополии выглядит революционным.

Игорь Чубаха