Posted 23 июля 2009,, 15:30

Published 23 июля 2009,, 15:30

Modified 1 апреля, 17:16

Updated 1 апреля, 17:16

Президент отнимает хлеб у пиарщиков «Росатома»

23 июля 2009, 15:30
Поставленные в Сарове президентом РФ Дмитрием Медведевым перед российскими атомщиками задачи уже выполняются. Президент просто обратил внимание мирового сообщества на успехи российского мирного атома.

На прошедшем в Сарове (бывший Арзамас-16) втором заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию российской экономики президент РФ Дмитрий Медведев поставил перед российскими атомщиками три задачи.

«Уже в ближайшие два-три года с использованием современных промышленных и наукоемких технологий должны быть существенно оптимизированы эксплуатационные характеристики водо-водяного энергетического реактора (ВВЭР). Это первая задача, - заявил президент. - Вторая задача - в среднесрочной перспективе сформировать новую технологическую базу атомной энергетики на основе замкнутого топливного цикла с реакторными установками на быстрых нейтронах». «Третья задача заключается в необходимости в долгосрочной перспективе выйти на практическое, прикладное освоение технологий управляемого термоядерного синтеза как основы энергетики будущего», - сказал Медведев.

Напомним, в настоящее время на 10 атомных станциях России эксплуатируется 31 энергоблок установленной мощностью 23,242 тыс. МВт, из них: 15 реакторов с водой под давлением (девять с ВВЭР-1000, шесть с ВВЭР-440), 15 канальных кипящих реакторов (одиннадцать с урано-графитовыми канальными реакторами РБМК-1000 и четыре с ЭГП-6), один реактор на быстрых нейтронах.

И первая поставленная президентом задача свидетельствует, что Россия в обозримом будущем не собирается отказываться от технологий ВВЭР, тем более, эти реакторы хорошо покупаются другими державами (Индия, Китай, Иран, Болгария...). Говоря о модернизации ВВЭР, очевидно, президент имел ввиду так называемые реакторы третьего поколения.

О перспективных планах строительства реакторов третьего поколения часто заявляют и другие страны. Конкретно же построить первым в мире реактор третьего поколения собрался Китай. В мае об этом сообщила Global Times, проект стоимостью $5,88 млрд осуществляется в восточнокитайской провинции Чжэцзян. Планируется, что первый энергоблок будет сдан в эксплуатацию в 2013 году, второй — к 2014 году. Всего в среднесрочной перспективе Китай планирует построить шесть атомных реакторов третьего поколения.

По версии «Атомстройэкспорта», «АЭС с реактором третьего поколения означает: стандартный проект, подготовленный к ускоренному лицензированию; сокращенные сроки и стоимость строительства; простая и надежная конструкция, устойчивая к возможным ошибкам оператора; высокий коэффициент использования установленной мощности и срок эксплуатации до 60 лет; защита против аварии с расплавлением активной зоны; минимальное воздействие на окружающую среду; высокое выгорание топлива и низкое количество радиоактивных отходов».

Таким образом, резюмируют специалисты «Атомстройэкспорта», «этим требованиям полностью соответствуют российские эволюционные реакторы – ВВЭР-1000 (проекты АЭС-91 и АЭС-92), ВВЭР-640». Более того, такие реакторы уже строятся. Например, именно «эволюционные» реакторы ВВЭР-1000 со сроками эксплуатации до 60 лет планируется установить на будущей «Тверской» АЭС.

А в январе этого года глава «Базового Элемента» Олег Дерипаска пообещал, что к 2016 году в России будет разработан ядерный реактор уже четвертого поколения - свинцово-висмутовый быстрый реактор (СВБР). При этом собственные проекты СВБР есть и у других российских разработчиков. Так, свои разработки СВБР-75/100 и СВБР-10 конструкторское бюро «Гидропресс» характеризует как «инновационную технологию, не имеющую аналогов в мире».

Правда, в Казахстане «четвертым поколением» считают высокотемпературный газовый реактор (ВТГР). В начале июня Национальный ядерный центр (НЯЦ) Казахстана и японский исследовательский институт атомной энергии (JAERI) завершили согласование условий проекта по созданию такого реактора в Курчатове (Восточно-Казахстанская область). «Пока созданы только прототипы ВТГР в Японии, Германии и Южной Африке. Мы же в рамках соглашения с японцами планируем построить в Курчатове действующий ВТГР мощностью 50МВт», - сообщил гендиректор НЯЦ Кайрат Кадыржанов.

Вторая поставленная Медведевым задача - замкнутый топливный цикл с реакторами на быстрых нейтронах. С необходимостью ее решения тоже никто не спорит. «Очевидно, что будущее ядерной энергетики — за реакторами на быстрых нейтронах, потому что они, в отличие от реакторов на тепловых нейтронах, используют не только уран-235, но и уран-238, которого в природном уране 99%, — считает директор НИКИЭТ им. Н. А. Доллежаля Борис Габараев. — То есть, по сути, более чем в 100 раз увеличивается возможность использования топливной базы — можно получить во много раз больше энергии из природного урана при использовании реакторов на быстрых нейтронах».

Между тем, и по решению этой задачи «Росатом» успел сделать определенные шаги. «В настоящее время в мире имеется практический опыт по созданию «быстрых» реакторов только с натриевым теплоносителем, - уточняют специалисты ОАО «ОКБМ Африкантов». - Наилучшие результаты по реакторам этого типа достигнуты в России. Единственный действующий сейчас в мире энергетический «быстрый» реактор – это российский БН-600, работающий с 1980 года в составе 3-го энергоблока Белоярской АЭС мощностью 600 МВт. По уровню эксплуатационной надежности он не уступает освоенным энергетическим реакторам других типов, а по безопасности превосходит их».

Следующий шаг - создание реактора БН-800, строительство которого ведется в настоящее время в составе 4-го энергоблока Белоярской АЭС мощностью 880 МВт (вступит в строй в 2014 году). Есть вероятность, что на Белоярской АЭС будут строить и пятый энергоблок, тоже БН.

Однако у России есть и другие идеи. Так, в конце июня 2009 года в «Росатоме» был одобрен концептуальный проект перспективного серийного энергоблока с реактором на быстрых нейтронах большой мощности (1200 МВт) БН-1200, который разрабатывается «ОКБМ Африкантов» совместно с другими предприятиями «Атомэнергопром». Объединенный научно-технический совет «Росатома» и «Атомэнергопром» рекомендовал проведение опытно-конструкторских работ и базового проекта.

«XIX век был веком угля, XX век - углеводородов, а начало XXI века показывает, что этого уже мало: потребление электроэнергии растет самыми быстрыми темпами, - в очередной раз напомнил на заседании комиссии в Сарове глава «Росатома» Сергей Кириенко. - Но они не могут стать энергией XXI века хотя бы потому, что запасы углеводородов в мире не бесконечны. Ответом должна стать атомная энергетика, уран. А быстрые нейтроны позволят увеличить энергоемкость в 200 раз. Кроме того, нужно перейти с редкого 235-го на 238-й изотоп урана - его количество в природе почти не ограничено. Следующий этап - термоядерный синтез - переход к практически неисчерпаемому топливу в виде водорода».

В вопросах освоения термоядерного синтеза Россия находится на передовых позициях. Как ранее заявлял президент Российского научного центра «Курчатовский институт», академик РАН Евгений Велихов, строительство силами ряда стран при участии России во Франции «термоядерного» реактора планируется завершить в 2018 году. Запустить настоящую термоядерную реакцию предполагается в 2026 году. Понятно, что до промышленного производства энергии еще очень далеко, но Россия и в этом вопросе «держит руку на пульсе».

На заседании в Сарове Медведев поставил еще одну задачу, условно объединяющую три вышеперечисленные. «Россия должна занять достойную нишу в мировой атомной энергетике и может рассчитывать на четверть мирового рынка в этой сфере».

«Названная цифра в 25% мирового рынка, на которые мы можем рассчитывать, — это ведь близко к тому, что есть, - отмечает заместитель директора Института проблем безопасного развития атомной энергетики Игорь Линге. - Хотя смотря что считать: если генерацию, то нет, а в строительстве новых станций и по топливу мы действительно близки к 25%».

То есть, на поверку выясняется, что все задачи, которые ставит президент перед атомщиками, уже и так благополучно выполняются.

Вероятно, его заявления сделаны не столько для российской аудитории атомщиков, сколько для мировой. Чтобы все менеджеры мира, так или иначе связанные с топливно-энергетическими проблемами, были осведомлены о планах и успехах России в этой сфере.

Иначе говоря, президент РФ выступил пиарщиком и лоббистом российского мирного атома. Помнится, в начале президентства похожие шаги по лоббированию интересов «Газпрома» делал и Владимир Путин. И это принесло свои положительные результаты.

Игорь Чубаха