Posted 3 сентября 2009,, 16:04

Published 3 сентября 2009,, 16:04

Modified 1 апреля, 16:47

Updated 1 апреля, 16:47

Пиво взяли за “живое”

3 сентября 2009, 16:04
Владельцы минипивоварен настаивают, что «живое» пиво не может быть массовым продуктом. Для просвещения потребителей они даже намерены создать новую «партию любителей пива».

Специалисты пивоварения достаточно четко разделяют пиво, приготавливаемое на минипивоварнях, и пиво, выпускаемое промышленными объемами. Как пояснила «Росбалту» сотрудник пресс-службы Союза российских пивоваров (СРП) Юлия Храмайкова, минипивоварни вступить в СРП не особо и стремятся. При этом даже малых предприятий, выпускающих до 1 млн дал в год, в СРП всего 9, и они выпускают пиво, если можно так сказать, «промышленным» способом, то есть «работают на объем» (для справки: суммарный объем продаж пива в 2008 году, по данным Росстата,составил 1093,4 млн дал).

Минипивоварни декларируют, что прежде всего ориентированы на вкусовые качества напитка. При этом в разных регионах объемы пива, выпускаемого на минипредприятиях, занимают разную долю - от нуля до нескольких процентов. Например, по оценке бренд-менеджера «Василеостровской Пивоварни» Ивана Шишкина, в Петербурге в объеме потребляемого населением пива доля минипивоварен приближается к 3%.

«Это два разных напитка», - считает технолог пивоварни Knightberg Елена Тюкина. И ее вывод подтверждается тем, что у обоих напитков на российском рынке совершенно разные проблемы.

Во-первых, если для «большого» пива крайне актуальна угроза возможного трехкратного увеличения акцизов, то «малому» пиву это повышение даже отчасти пойдет на пользу. Напомним, в конце июля министр финансов РФ Алексей Кудрин предложил поднять в следующем году акциз на пиво с содержанием спирта от 0,5 до 8,6% с 3 до 9 рублей за литр. И, естественно, эти деньги будут включены в отпускные цены.

Критикуя эту идею, председатель совета РСП, вице-президент «Балтики» Даниил Бриман заявил, что у государства вообще нет «нормальной понятной стратегии» в области борьбы с алкоголизацией страны. А также что из реализации антиалкогольной компании исключены врачи и технические специалисты, и ведут кампанию политики, заинтересованные не столько в результате, сколько в продвижении себя.

Конечно, официально представители минипивоварен тоже выступают против трехкратного взвинчивания акцизов, но в кулуарах отмечают, что на их продажах это не скажется (уточним, отпускные цены на "эксклюзивное" пиво от дистрибьюторов колеблются в пределах 60-100 рублей за литр). С другой стороны, повышение цен на «промышленное» пиво приблизит таковое по цене к более дорогому, производимому на минипивоварнях, что упростит для них вербовку новых потребителей.

Следующая проблема, давно решенная у крупных игроков и крайне актуальная для малых - безопасность выпускаемой продукции. Ведь большие компании могут позволить себе содержать полноценные лаборатории по контролю качества, а маленьким это не по карману. И уже есть зарегистрированные случаи пищевого отравления пивом из минипивоварен.

Правда, зачастую в этом виноваты не производители, а нарушающая правила хранения торговля. Как рассказал гендиректор Knightberg Андрей Тюкин, у него был случай: жалоба из торговой точки на то, что пиво очень быстро испортилось. Проверка же показала, что пиво в магазине хранилось рядом с двумя холодильниками, и отвод тепла подогревал кег до 50 градусов. Из-за малых объемов производства минипивоварни не особо интересны торговым сетям (у крупных поставщиков все наоборот), поэтому сбывать продукцию приходится через небольшие магазины, не всегда располагающие соответствующим торговым оборудованием.

Наконец, главная проблема минипивоварен: «промышленное» пиво начинает маскироваться под их продукцию, указывая на этикетке, что пиво - «живое». Но, как пояснила Тюкина, крупный завод на всех этапах производства вынужден использовать «вспомогательные» добавки. «Нам их использовать нет смысла», - уточнила она.

«Естественно, подавляющее большинство сортов пива, изготовленного промышленным способом и разлитого по бутылкам, никакого отношения к живому пиву не имеют, - поясняют на сайте pivvo.ru. - Процессы фильтрации, осветления, консервации и т.д. в сочетании с добавлением различных химических веществ приводят к тому, что все живое в получившемся напитке погибает».

Такое пиво, безусловно, может храниться гораздо дольше. Кстати, из-за коротких сроков хранения живое пиво малопригодно к поставкам в другие регионы. Но проблема с «живым-неживым» в другом. Термин «живое» не имеет юридического статуса, и ничто не мешает крупным игрокам размещать соответствующую надпись на обычной продукции.

В ряде европейских стран этот термин вообще запрещен законодательно - как вводящий потребителя в заблуждении. Но если его запретить и в России, то это элементарно ударит по минипредприятиям без каких-либо ощутимых последствий для крупных заводов.

В общем, назрел момент формализовать отличия массового продукта от элитного. И сейчас пивовары пытаются выработать для этого инструменты. Но юридически защитить «живое» не просто. Как сообщил «Росбалту» юрисконсульт «Северо-Западного юридического центра» Олег Шевцив, в статье 1225 ГК РФ исчерпывающе перечислены охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Это список из 16-ти пунктов, среди которых фирменные наименования, товарные знаки, ноу-хау. Но различные общеупотребительные термины, слоганы и тому подобные средства, используемые в рекламе товаров, в этот перечень не включены. Поэтому получить на них правовую охрану не представляется возможным.

«Можно, конечно, попытаться зарегистрировать «живое пиво» как словесный товарный знак, либо включить его как охраняемый элемент в комбинированный товарный знак, - пояснил юрист. - В этом случае правообладатель сможет запретить использование данного словосочетания третьим лицам». «Но, если регистрирующий орган признает это словосочетание общеупотребительным для обозначения товаров данного вида, общепринятым символом или термином, характеризующим товары, в том числе указывающим на их вид, качество, количество, свойство, назначение, ценность, а также на время, место и способ их производства или сбыта, то в регистрации товарного знака будет отказано на основании ст. 1483 ГК РФ», - уточнил Шевцив.

Другой путь для минипивоварен — просветительская работа через общественные организации. И на прошедшем в Петербурге фестивале минипивоварения «МагерФест» такое предложение прозвучало. По словам организатора фестиваля Сергея Григорьева, примерно через три недели о создании соответствующей общественной организации будет объявлено официально. Предполагается, что это будет объединение федерального уровня со штаб-квартирой в Петербурге.

В то же время, сейчас в России наблюдается бум минипивоварения и открытия торговых точек с живым пивом. Например, в Петербурге, который называют «пивной столицей России», сейчас действует около 25 минипивоварен, и их число постоянно растет.

Отчасти на руку играет и кризис — ведь прежде поставки для ресторанов осуществляли преимущественно зарубежные производители. Теперь же импорт постепенно заменяется отечественным продуктом.

Игорь Чубаха