Posted 20 октября 2009,, 15:11

Published 20 октября 2009,, 15:11

Modified 1 апреля, 16:15

Updated 1 апреля, 16:15

Водки много не бывает

20 октября 2009, 15:11
Из-за кризиса российский потребитель возвращается к «северному» типу потребления алкогольных напитков. Иначе говоря - переходит со слабоалкогольных напитков на крепкие. Однако прибылей легальным российским производителям водки это не принесет.

В 2010 году объем потребления пива в России упадет на 14%. Падение пивного рынка продолжится и в следующие годы. В 2011 году — на 19%, в 2012 — на 24%. Такой прогноз на первом отраслевом форуме «Российский алкогольный рынок 2009» озвучил генеральный директор компании «Бизнес Аналитика» Андрей Стерлин.

По оценке эксперта, средняя стоимость бутылки пива по России сегодня составляет 23 рубля, а в следующем году повысится до 28 рублей. Напомним, Правительство РФ внесло на рассмотрение в Госдуму РФ федеральный закон «О внесении изменений в главы 22 и 28 части второй Налогового кодекса РФ», который предусматривает введение в 2010 году ставки акциза на пиво в размере 9 рублей за литр готовой продукции. Таким образом, индексация ставки акциза на пиво в следующем году составит 200%, а в 2012 году увеличится в четыре раза по отношению к существующему уровню.

«Для государства трехкратное повышение ставки акциза на пиво – это «гол в свои ворота», как с точки зрения поиска дополнительных источников наполнения бюджета, так и в плане борьбы с алкоголизацией населения, - прокомментировал правительственную инициативу председатель совета Союза российских пивоваров Даниил Бриман. Вместо увеличения акцизных сборов государство получит сокращение рынка и падение сборов других налогов. А вместо тотального отрезвления населения - рост беспробудного пьянства. Так, по оценке «Бизнес-Аналитики», падение пивного рынка на 14% гарантирует повышение спроса на дешевую водку на 5%.

Вторую угрозу пивному рынку несет предложение парламентариев приравнять пиво по юридическому статусу к алкогольным напиткам и таким образом изгнать из ларьков. Как напомнил директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз, аналогичный запрет в Белоруссии привел к сокращению местного пивного рынка на 20%.

При этом, по оценкам экспертов ЦИФРРА, с 1995-го по 2007 годы российский пивной рынок вырос в 5,5 раз. «Такого роста не было ни в одной стране мира, - отмечает Дробиз, - Однако в последнем квартале 2008 года уже отмечалось незначительное падение, а по итогам нынешнего года даже без учета возможных правительственных запретов сокращение пивного рынка составит около 8%». Проще говоря, пиво в России теряет популярность и без государственного нажима.

Увы, россияне пить меньше не стали. Однако все больше потребителей из соображений экономии предпочитают пиву водку. Иными словами, в рамках кризиса тренд перехода России с «северного» варианта потребления алкоголя на «южный» (менее крепкие напитки) сменился на обратный.

Начавшее постепенно «поднимать голову» российское виноделие имеет мало шансов «выровнять» ситуацию. По словам президента Союза виноделов и виноградарей России Валерия Логинова, если в 2008 году по направленной на поддержку отрасли ФЦП виноделы получили 560 млн рублей, то велика вероятность, что в будущем году отрасль ничего не получит. При этом плодоносить виноградник начинает спустя 4 года после посадки, а окупаться — на 6-8 году. То есть подъем собственного виноградарства в России — дело только начавшееся, не быстрое и может так ничем позитивным и не закончиться.

С другой стороны, возврат к «северному» варианту потребления не сулит больших барышей и производителям крепких алкогольных напитков. За период кризиса пресловутый средний класс российского населения сократился на 15-20%, а число граждан, зарабатывающих в месяц не более 5 тыс. рублей, выросло на 30%. Естественно, с сокращением доходов потребитель массово переходит на продукцию низких ценовых сегментов.

В России же самой дешевой является водка нелегальная. Легальная априори не может стоить дешевле 90 рублей. Таким образом появляется дополнительный стимул к росту продаж контрафактной водки, которая и сейчас занимает 50-60% рынка.

У легальных производителей впереди жесткое соперничество в эконом-сегменте сужающегося легального рынка, а развитие премиум-сегмента «замораживается», по оценкам Дробиза, минимум на 2 года.

Игорь Чубаха