Posted 14 декабря 2009,, 14:17

Published 14 декабря 2009,, 14:17

Modified 1 апреля, 15:35

Updated 1 апреля, 15:35

Неудобные подарки

14 декабря 2009, 14:17
Новый год для большинства россиян находится на втором месте по значимости после дня рождения. Однако на этот раз предновогодние траты обещают быть довольно скромными: граждане будут экономить на подарках и презентовать совсем не то, о чем мечтают их близкие.

Перед новогодними праздниками россияне задаются вопросом, что подарить родным и близким. Оказывается, ряд традиционных подарков давно не в почете. С другой стороны, не у всех хватит денег даже на самый скромный презент.

По значимости среди прочих праздников Новый год для большинства граждан РФ находится на втором месте после собственного дня рождения. Не удивительно, что затраты на новогодние подарки составляют почти треть годового «подарочного» бюджета россиян.

Как показал проведенный компанией «Комкон» опрос, среднестатистический москвич предполагает потратить на новогодние дары 11 900 руб, петербуржец – 8 800 рублей, жители других городов-миллионников — 5 400 рублей.

При этом большинство женщин (72%) надеются, что им подарят драгоценные украшения, цветы (71%), деньги (69%), бытовую технику (68%), турпутевки (абонементы в СПА или на фитнес) или в крайнем случае билеты в театр (62%). Мужчины же предпочитают получить в подарок гаджеты (68%), деньги наличными (62%), предметы, связанные с увлечениями (51%), оригинальные сувениры (47%) и все те же путевки-билеты (41%).

Правда, ожидания россиян далеко не всегда оправдываются. «Если по лидирующим категориям желания женщин исполняются чаще всего – украшения получают в подарок 61% опрошенных, цветы – 82%, деньги – 77%, то по отдельным категориям наблюдаются существенные расхождения между желаемым и действительным, - отмечают в «Комконе». Так, 72% женщин получают в подарок мелочи для дома. Однако искренне рады таким подаркам лишь четверть опрошенных (26%). Также не балуют женщин билетами и подарочными сертификатами: делают подобные презенты лишь 22% и 30% опрошенных соответственно.

Мужчинам же обычно не везет с домашней электроникой. «Бытовую технику в подарок мужчинам дарят реже, чем им хотелось бы (40% получают в подарок, 68% - хотят), - констатируют в «Комконе». - Алкоголь же, напротив, получает 52% представителей сильной половины человечества, но видеть его в качестве подарка хотели бы меньше трети опрошенных (28%)».

В этом году россияне, похоже, снова будут получать в подарок не совсем то, о чем мечтается. На основе мониторинга покупок, совершенных с использованием кредитных карт, эксперты КБ «Ситибанк» сделали свой прогноз по самыми популярными категориями трат россиян в декабре 2009 года. И по этому прогнозу, лидерами рейтинга окажутся ликеро-водочная продукция (столь не популярная у мужчин) и мало радующие женщин кондитерские изделия. «Вопреки распространенному мнению, женщины, заботясь о фигуре, не часто бывают в восторге от сладких сюрпризов, - предупреждают в «Комконе». - Сладости получают в подарок 70% женщин, но лишь 29% опрошенных рады получать конфеты, шоколад и прочие вкусности».

Тем не менее, по прогнозу «Ситибанка», в декабре этого года расходы россиян на кондитерские изделия и ликеро-водочную продукцию по сравнению со среднемесячным значением за год вырастут на 77% и 73% соответственно. Траты на электронику и бытовую технику покажут рост на 67% к среднемесячному значению за год, что переместит эту категорию в рейтинге на третье место (с четвертого в 2008 году).

Знаковым событием этого декабря станет возвращение в Топ-5 рейтинга расходов на ювелирные украшения и часы, причем сразу на 4-е место. В декабре 2008 года эта категория занимала лишь 15-е место. «Как и многие другие категории товаров, относящиеся к предметам роскоши, в начале кризиса ювелирные украшения стали одной из первых статей расходов россиян, которые подверглись резкому сокращению», - уточнили в «Ситибанке».

На 5-е место с ростом в 54% претендуют средства связи, в том числе мобильные телефоны. А вот косметика и парфюмерия со стабильно 3-го места сместится на 6-е. То есть, революционные изменения произойдут в трех сегментах: мобильники, украшения и парфюмерия.

«Мобильные телефоны окажутся на 5-м месте в рейтинге новогодних покупок в декабре 2009 года по сравнению с 11 местом в 2008 году», - уточняют эксперты и объясняют это тем, что в минувший Новый год покупатели из-за наступающего кризиса просто отложили спрос.

С «ювелиркой» ситуация аналогичная — всего лишь возвращение отложенного спроса. Как сообщил «Росбалту» пресс-секретарь Гильдии Ювелиров России Владимир Тесленко, нет никаких предпосылок утверждать, что ювелирные изделия снова становятся для россиян инвестиционно привлекательными, как это было во времена СССР.

Наконец, снижение интереса к косметике и парфюмерии, как считает ведущий эксперт «КредИнформ Северо-Запад» Анатолий Ефимов, объясняется слишком длительным доминированием этих товаров в «подарочной корзине». В настоящее время, когда рынок подарков существенно расширился, потребитель настроен «попробовать что-то новое».

С другой стороны, многие россияне в этом году просто не смогут выделить на подарки желаемую сумму. Как показал опрос портала SuperJob.ru, премии сотрудникам по итогам года планируют выплатить всего 35% российских компаний. При этом в 15% компаний денежное вознаграждение по итогам года будет выдано всем сотрудникам, тогда как каждая пятая организация (20%) планирует премировать подчиненных выборочно. «Кто хорошо работал, тот и заработал», – объясняют позицию руководства этих компаний их представители.

Как в свою очередь прогнозирует холдинг HeadHunter, счастливчиков, получивших по месту работы к Новому году премии, будет еще меньше. «Лишь 28% опрошенных со стороны работодателей планируют выплату годовых бонусов», - констатируют социологи.

Так что предстоящие праздники в России обещают быть довольно скромными, а россияне упорно продолжат дарить друг другу не то, что хотят, а то, что могут.

Игорь Чубаха