Posted 3 марта 2010,, 15:00

Published 3 марта 2010,, 15:00

Modified 1 февраля, 03:50

Updated 1 февраля, 03:50

В президенте проснулся юрист

3 марта 2010, 15:00
Предложенные президентом поправки в Уголовный кодекс сулят легальному бизнесу определенную защиту от произвола компетентных органов. Однако правохранители наверняка изобретут новые механизмы давления на предпринимателей.

Российский бизнес буквально стонет от многочисленных поборов, и не последнюю роль в давлении на предпринимателей играют правоохранительные органы. Причем одинаковое давление на себе испытывает как малый, так и крупный бизнес. «Есть и для крупных компаний опасности, связанные с деятельностью следственных органов в системе МВД, с органами экономической безопасности, - считает глава Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, - И активность их довольно велика, и численность высокая, и им заниматься чем-то надо. Поэтому они часто, как говорится, наезжают на бизнес, проверяя то, что вменено в обязанность проверять другим надзорным и контрольным органам».

В то же время, по словам заместителя председателя СКП РФ Василия Пискарева, за минувший год по подозрению в совершении преступлений коррупционной направленности было начато уголовное преследование 9 судей и 21 прокурора. Причем по аналогичным статьям за это же время было начато преследование против 69 адвокатов и 510 депутатов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Получается несколько однобокая пропорция.

Между тем, по подсчетам фонда «Индем», доля вынужденно необходимых расходов на взятки в себестоимости продукции в некоторых отраслях уже доходит до 40%. Недавно журнал Forbes опубликовал Индекс восприятия коррупции по 180-ти странам от Transparency International. На лидирующих позициях страны, где коррупция в диковинку — первое место за Новой Зеландией, второе — за Данией, у США — 19-е место. Россия же занимает в этом рейтинге 147-е место.

Внесение президентом Дмитрием Медведевым в Госдуму законопроекта с поправками в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы РФ можно считать очередным маневром на поле «антикоррупционной» брани. Поправки нацелены облагородить взаимоотношения предпринимателей со следственными органами.

Прежде всего удар наносится по статьям, весьма «удобным» для давления на бизнесменов. Так, 174-я статья УК «Легализация денежных средств или имущества, приобретенных другими лицами преступным путем» разъясняет значение понятия «легализация» - это «придание правомерного вида владению, пользованию и распоряжению указанными денежными средствами». При этом предлагается сократить сроки отбывания повинности по данной статье с 5-15 лет до 3-10 лет.

Статьи 171-я «Незаконное предпринимательство» и 172-я «Незаконная банковская деятельность» лишаются также допускавшей широкое толкование фразы «нарушение лицензионных требований и условий». А 173-я статья «Лжепредпринимательство» вообще будет упразднена.

Кроме того, в 6 раз вырастут планки для классификации крупного и особо крупного ущерба по экономическим статьям, до 1,5 млн и 6 млн рублей соответственно. Кроме того, обвиняемых в экономических преступлениях предпринимателей будут заключать под стражу в исключительных случаях.

Наконец, будет расширено применение такой меры пресечения, как залог. Статья 106 УПК РФ «Залог» будет дополнена положением, что залог может быть применен в любой момент производства по уголовному делу. По уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести залог не может составлять менее 100 тысяч рублей, а по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях - менее 500 тысяч рублей. При этом в залог могут передаваться не только деньги, а и движимое и недвижимое имущество.

Делая послабления для бизнесменов, президент не забыл лишний раз постращать чиновников, уголовная ответственность которых за попытки препятствовать законной предпринимательской деятельности усилится. По мнению руководителя отдела политологии фонда «Индем» Юрия Коргунюка, поправки нацелены на то, чтобы облегчить жизнь российскому бизнесу.

«Данные поправки в первую очередь направлены не на как таковое послабление для малого или крупного бизнеса, а на формирование благоприятных условий для работы и развития бизнеса, - пояснил «Росбалту» юрист ООО «Велес Лекс»Вячеслав Никулин - Сигналами для внесение данных изменений в УК стали жалобы как малого, так и крупного бизнеса о том, что в России начинать свое дело и пытаться его развить в рамках действующего законодательства трудно». Как известно, эти трудности связаны в первую очередь с нечеткостью формулировок в законодательстве, которые позволяют правоохранительным органам злоупотреблять своими полномочиями. «Благодаря данным поправкам в УК исчезнет двоякость в толковании норм, тем самым будет устранен очередной барьер в развитии бизнеса», - считает Никулин.

Между тем, это далеко не первые законодательные акты, призванные облегчить жизнь российским предпринимателям. Вот уже несколько месяцев представители компетентных органов в кулуарах сетуют на то, что экономическая преступность растет, а бизнес стал буквально неприкасаемым.

По оценке Никулина, такие жалобы силовиков выглядят странно. «В первую очередь из-за действий силовиков данные поправки в Уголовный кодекс и были внесены, в связи со злоупотреблениями своими полномочиями последними, - считает юрист. - Силовики когда хотели и как хотели проверяли бизнесменов, мешая последним нормально развиваться, теперь же законодатель делает все возможное, чтобы создать цивилизованные условия для развития бизнеса».

Руководитель отдела политологии фонда «Индем» Юрий Коргунюк в свою очередь напоминает историю, которую любил рассказывать Карл Маркс. Американец со своим рабом прибыл в Англию, и стал избивать раба прямо на улице Лондона, за что был препровожден полисменом в участок. А потом долго возмущался, дескать, что же это за демократия, если хозяин не имеет права отлупить своего раба. «Для органов такие поправки, я уверен, очень чувствительны», - заметил Коргунюк.

Правда, нельзя забывать и об известной поговорке, имеющей хождение в среде юристов: «Сегодня мы пользуемся такой-то лазейкой в законе, но как только ее закроют, мы найдем новую». Это значит, что не пройдет и полгода после вступления президентских поправок в силу, как компетентные органы снова отыщут в море российских законов другие основания для давления на предпринимателей.

Игорь Чубаха