Posted 21 мая 2010,, 12:41

Published 21 мая 2010,, 12:41

Modified 1 апреля, 13:47

Updated 1 апреля, 13:47

Укрощение строптивого пива

21 мая 2010, 12:41
Пиво планируется юридически приравнять к алкогольным напиткам. Для потребителей это означает следующий виток роста цен. Кроме того, пенный напиток исчезнет с полок небольших магазинов, а магазинчики с «живым» пивом пропадут вовсе.

Небольшие, но весьма популярные у ценителей пива магазинчики, ориентированные на продажу продукции малых пивоварен, могут исчезнуть как класс. Это произойдет, если будут приняты предложенные Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (Росалкоголь) поправки в ФЗ-171 «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции».

В соответствии с документом, все напитки крепостью более 1,5% предлагается с юридической точки зрения считать алкогольными. Уточним, сейчас пиво таковым не считается. И если поправки вступят в силу, производителям и продавцам пива придется получать лицензии, что для небольших торговых точек зачастую сделать просто нереально.

Собственно, наблюдавшийся до последнего времени в России бум минипивоварения и открытия торговых точек с живым пивом во многом и объяснялся тем, что такая деятельность требовала минимума разрешительных документов, и цена входа на рынок была невелика.

«Конечно, это (приравнивание пива к алкогольным напиткам) нас убьет», - сообщил «Росбату» управляющий партнер одной из примерно 30 небольших пивоварен Петербурга Кирилл Краснолуцкий. Возможно, он отчасти сгущает краски - живое пиво достаточно успешно продается через ресторанные сети. Но существенная доля рынка все равно под угрозой.

«Если произойдет приравнивание пива к алкоголю, то не поздоровится всем - и крупным производителям пива, и малым», - заявила «Росбалту» сотрудник пресс-службы Союза российских пивоваров (СРП) Юлия Храмайкова. Как минимум, это приведет к очередному росту цен и в опте, и в рознице, поскольку участники рынка будут компенсировать затраты.

Угроза послужила одной из причин, по которой СРП сделал опережающий «жест доброй воли». На прошедшем 18 мая заседании экспертного совета Комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ было предложено запретить розничную продажу пива и напитков, изготавливаемых на его основе, с 23:00 до 9:00. Для ритейлеров предложен переходный срок – до конца 2011 года. Кроме того, продажи в ночных заведениях «общепита» никто ограничивать не собирается.

«Мы убеждены, что рассматриваемый на экспертном совете проект закона в основе своей будет способствовать выполнению поставленных президентом РФ целей – борьбе с чрезмерным потреблением алкоголя и снижению потребления алкоголя в стране», - заявил председатель совета СРП Даниил Бриман. Проще говоря, пивовары готовы пожертвовать ночными оборотами последних ларьков и магазинчиков «у дома».

Однако, похоже, «жертва» не принята. «Вопрос об отнесении пива к алкогольной продукции принципиально решен на правительственном уровне, - цитирует газета «РБК daily» заявление пресс-службы Росалкоголя. - При этом поправки в законопроект, которые разработаны и согласованы практически со всеми ведомствами, не распространяют на пиво действие ЕГАИС, пиво не маркируется акцизными марками, нет ограничений по таре, кроме того, правила розничной торговли пивом крепостью ниже 5% практически не меняются».

В то же время, пивоварам и так приходится не сладко. Троекратное повышение акцизов с Нового года и так привело к падению производства пива на 19,7% в I квартале. По оценке исследовательского агентства «Эрнст энд Янг (СНГ) Б.В.», вследствие повышения акцизов и снижения производства число занятого в отрасли персонала снизится за 2010 год с более 38 тыс. до 33 тыс. человек, плюс кадровые потери в смежных отраслях.

Кроме того, как минимум в ряде регионов в низкоценовом сегменте тут же начала расти доля пива из ближнего зарубежья — прежде всего, Белоруссии. Российским пивоварам еще повезло, что белорусские коллеги не спешат воспользоваться ситуацией и начать массированную рекламную кампанию на ТВ.

Игорь Чубаха