Posted 25 мая 2010,, 21:00

Published 25 мая 2010,, 21:00

Modified 1 апреля, 13:45

Updated 1 апреля, 13:45

Евро спасти не удастся

25 мая 2010, 21:00
В последнее время новости о курсах доллара и евро все больше напоминают сводки с фронтов. За комментариями «Росбалт» обратился к российскому экономисту, руководителю компании экспертного консультирования «НЕОКОН» Михаилу Хазину.

В последнее время новости о курсах доллара и евро все больше напоминают сводки с фронтов. Это вызывает живой интерес граждан, особенно тех, чей небольшой доход они получают в рублях, заметно колеблющихся в отношении основных резервных валют. В связи с этим «Росбалт» обратился с просьбой рассказать - какое будущее ожидает еврозону российского экономиста, публициста, руководителя компании экспертного консультирования «НЕОКОН», одно из самых авторитетных экспертов по проблеме мирового финансового кризиса Михаила Хазина.


- Удастся ли европейским странам спасти единую европейскую валюту, или нынешняя ситуация грозит крахом еврозоны?

- Нет, единую европейскую валюту спасти не удастся. Но это не значит, что она рухнет завтра. Это не значит, что она исчезнет как вид. Это значит, что формат еврозоны сильно изменится, что некоторые страны, скорее всего, из нее выйдут. Хотя, я не исключаю, что кто-то может и войти. В любом случае, эти процессы будут происходить еще достаточно долго. Это будут годы.

- Достаточно ли средств недавно созданного стабилизационного фонда ЕС (750 млрд евро), чтобы погасить пламя европейского финансового кризиса?

- «Живых» денег в стабфонде не много. В основном, там госгарантии. Но вы поймите, проблема не в том, чтобы погасить старые долги. Проблема в другом: чтобы поддерживать уровень жизни нужны долги новые. А новых долгов делать не получается. Соответственно, разрыв в уровне жизни между разными странами будет очень большой.

Существует некоторая предельная величина – ее никто никогда не щупал, но в реальности, если разрыв между самыми богатыми и самыми бедными регионами в какой-либо стране превышает эту предельную величину, то это фактически ставит под угрозу существование страны. Классический пример – Италия. Разрыв между севером и югом, на самом деле, не такой уж и большой, он меньше, чем, предположим, между Москвой и каким-нибудь отдаленным регионом, но при этом там все равно возникают страшные центробежные силы.

- Какие меры, на ваш взгляд, надо принять, в том числе в законодательном плане, чтобы нормализовать ситуацию?

- Это не правильная постановка вопроса. На мой взгляд, правильная постановка такова: имеет ли смысл стабилизировать ситуацию? - Нет, не имеет. Потому что та экономическая модель, в рамках которой была стабильность, закончила свое существование. Поэтому нужно придумать, какую-то новую модель, понять, имеются ли под нее ресурсы и понять, как нужно выстраивать еврозону под новую модель.

Пока, к сожалению, об этом вслух даже никто не говорит. Но нужно понимать, что все равно, эти проблемы придется обсуждать всем миром.

- Какие действия должны предпринять страны «большой двадцатки», чтобы избежать рецидивов глобального финкризиса?

- Еще раз повторю, это не рецидивы, это развитие кризиса. Нужно открыто, публично обсудить его причины, его реальные последствия, и, соответственно, решить, на каком варианте остановиться. Сейчас же, создается впечатление, что, подкладывая под колеса щепочки, пытаются остановить телегу, которая катится с горы.

- Что в таком случае делать российским властям, учитывая, что из-за проблем в Европе цены на нефть снижаются, что создает дополнительные проблемы российскому бюджету и в целом российской экономике?

- Знаете, этот вопрос бессмысленный. Нынешние российские власти никого не слушают. Они живут в рамках своего миропонимания: что бы им не говорили, они все равно будут продолжать делать свои глупости. Я некоторое время пытался комментировать эти действия, говорил - это неправильно, это глупость, а теперь я просто плюнул. Нет тех грабель, на которые не наступали бы наши власти.

- Как вы полагаете, могут ли страны БРИК, особенно Индия и Китай, которым прочат лидерство в мировой экономике, использовать нынешний экономический кризис как шанс для роста?

- Нет, не могут. Индия и Китай совместно – это нонсенс. У них совершенно разные экономические модели, они друг друга сильно не любят. Но дело не в этом. Вся современная экономическая модель построена на американском спросе. Этот спрос падает. Поэтому выиграть сможет только тот, кто первым перейдет на новую модель. Китай этого сделать не сможет, потому что Китай, ну, может быть, еще Япония, сильнее всех «завязаны» на американский спрос. Индия – вещь в себе. Никто не понимает, как она функционирует. Да и за все время своего существования она никогда не была замечена во внешней экспансии. Бразилия – то же самое.

- То есть смены лидеров в мировой экономической табели о рангах не произойдет?

- В ближайшие несколько лет этого не произойдет. Как я уже говорил, все «завязано» на американский спрос. Все пытаются этот спрос сохранить. Все понимают уже, что сделать это не получится, но, по крайней мере, оттягивают момент спада, чтобы он был не слишком быстрый.

Беседовал Дмитрий Пановкин