Posted 9 сентября 2010,, 11:22

Published 9 сентября 2010,, 11:22

Modified 1 апреля, 12:19

Updated 1 апреля, 12:19

ФМС в Сети – сапоги всмятку

9 сентября 2010, 11:22
Федеральную миграционную службу преследуют неудачи – то сайт сделают такой, что сам президент его ругает, то потеряют данные десятков тысяч россиян, ожидающих загранпаспорта. Однако это не мешает службе тратить сотни миллионов рублей на проекты в электронной сфере, подрядчиком по которым становится одна и та же компания.

Федеральная миграционная служба (ФМС) России подумывает о введении в биопаспорта такого элемента как отпечатки пальцев. По словам первого заместителя директора ФМС Михаила Тюркина, отпечатки пальцев скоро появятся в документах беженцев, находящихся на территории России. Не исключено, что в ближайших планах у ведомства – массовая замена биометрических загранпаспортов, действующих в течение 10 лет.

Паспортно-визовые документы нового поколения отличаются от обычных загранпаспортов встроенным в них микрочипом, который содержит двухмерную фотографию его владельца. Изначально предполагалось, что обладатель такого документа сможет быстрее проходить таможенный контроль, так как специально оборудованные контрольные пункты будут просто считывать «зашитую» в паспорт информацию, сравнивая ее с базой данных. Однако в нашей стране оборудованных пограничных пунктов, способных считывать информацию с чипов, всего восемь из многих сотен. Вот и приходится обладателям биометрических паспортов томиться в очередях на таможне.

При этом и с оформлением и выдачей документов нового поколения постоянно возникают проблемы. В начале августа, например, на территории ФГУП «НИИ «Восход», разработчика системы биопаспортов, из-за жары потекли кондиционеры и залили сервер Центра обработки данных (ЦОД), принадлежащий ФМС. Потеря данных десятков тысяч россиян затянула сроки изготовления документов. Сейчас, по словам Тюркина, неисправности устранены и ФМС «ликвидирует ту очередь, которая образовалась благодаря этой аварии».

Чиновник также заявил, что граждане не должны быть заложниками подобных ситуаций, и рассказал об активной работе ФМС совместно с Министерством связи и массовых коммуникаций над созданием резервных систем для дублирования базы данных ЦОДа.

Что удивительно, ранее ФМС спокойно относилась к отсутствию такой важной составляющей, как резервный ЦОД. Центр обработки данных является главным звеном в системе изготовления паспортно-визовых документов нового поколения, и создавал его по заказу ФМС российский системный интегратор «Техносерв». Он же и обслуживает ЦОД. В 2009 г. интегратор получил за свои услуги по техподдержке около 360 млн руб. из бюджета. В этом году сумма возросла до 423,5 млн руб. Тем не менее, сбои в сегменте, за который отвечает ФМС, происходят с пугающей частотой. А устраняют их в авральном порядке, как правило, специалисты «Восхода».

После августовской аварии с инициативой наращивания мощностей ЦОДов и создания межведомственного резервного центра выступило Минкомсвязи, хотя эта идея должна была исходить от ФМС, которая своевременно не учла все возможные штатные и нештатные ситуации. Тем более, жара, которая вывела из строя кондиционеры, нагрянула не вдруг. Однако Михаил Тюркин обвинил во всех грехах именно «Восход» и Минкомсвязи. Больше того, в ФМС настаивают, что ЧП на «Восходе» превратились в систему, и связано это, в первую очередь, с обновлением руководства НИИ, которое провело несколько месяцев назад Министерство связи. В самом «Восходе» признают наличие некоторых проблем после смены директора, но уверяют, что они будут решены в самое ближайшее время.

Между тем, ФМС и «Техносерв» тесно сотрудничают уже давно, и эта компания стала одним из основных подрядчиков миграционной службы. К примеру, в апреле 2009 г. интегратор запустил в ФМС систему видеоконференцсвязи. А в начале этого года компания выиграла конкурс ФМС на модернизацию Государственной информационной системы миграционного учета. Причем к участию в тендере был допущен только «Техносерв», который автоматически стал победителем по его начальной цене – 65 млн руб.

Июнь 2010-го принес интегратору из бюджета еще 34,65 млн руб. и право заключения госконтракта на создание системы предоставления госуслуг в электронном виде на основе сайта Центральной базы данных учета иностранных граждан ФМС (ЦБД УИГ). Любопытно, что на аукцион было представлено пять заявок, в том числе от «Московского отделения Пензенского научно-исследовательского электротехнического института» и компании «Систематика», которые просили за работу соответственно 29,9 млн руб. и 30 млн руб. Но победил «Техносерв», хотя компания оценила свои услуги гораздо дороже конкурентов. А шестью месяцами ранее интегратор получил от ФМС 127,8 млн руб. на поставку оборудования и проведение работ в рамках все той же ЦБД УИГ.

Любопытно, что два года назад «дружбой» ФМС с «Техносервом» заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба РФ. ФМС тогда объявила конкурс на создание второй очереди системы паспортно-визовых документов нового поколения. Сумма контракта составила свыше 1,8 млрд руб. и превысила более чем в два раза стоимость строительства первой очереди системы. В тендере участвовали «Техносерв» и IT-холдинг «Ланит», который благополучно проиграл. Через некоторое время стало известно, что ФМС составила условия конкурса специально под «Техносерв». Несмотря на вмешательство ФАС и бесчисленные предписания об устранении нарушений законодательства при размещении заказа, интегратор все равно получил от ФМС миллиардный госзаказ.

Не чужда компания и лично замначальника ФМС Михаилу Тюркину, который членствует в комиссии премьера Владимира Путина по информатизации. Результаты деятельности чиновника эксперты оценивают крайне негативно, так же как участники рынка IT - непрозрачные тендеры. Которых, кстати, все никак не может удостоить своим вниманием Счетная палата.

Умение находить хороших спонсоров и выгодных партнеров ничего не говорит о профессиональных качествах госслужащих. А они зачастую оставляют желать лучшего. Еще в прошлом году Дмитрий Медведев раскритиковал интернет-сайт ФМС, на создание которого служба также потратила немалые средства налогоплательщиков. Президент, приведя в пример Федеральную налоговую службу, сказал, что «в некоторых ведомствах очень хорошие сайты, удобно пользоваться, хорошая информация, а некоторые безобразные, невозможно ничего понять, сапоги всмятку, - таковым является сайт Федеральной миграционной службы». Ведомство потом неоднократно переделывало свое интернет-лицо, но сохранять хорошую мину при плохой игре ФМС становится все труднее.