Posted 11 октября 2010,, 17:06

Published 11 октября 2010,, 17:06

Modified 1 апреля, 11:48

Updated 1 апреля, 11:48

Махорка по цене сигар?

11 октября 2010, 17:06
В России принята антитабачная концепция до 2015 года. Если традиционно сильное в Госдуме табачное лобби не сможет саботировать принятие ряда законов, через несколько лет рынок табака будет выглядеть совсем иначе.

Государство объявило войну курению. Если традиционно сильное в Госдуме табачное лобби не сможет саботировать принятие ряда законов, как это неоднократно было в прошлом, через несколько лет рынок табака России будет выглядеть совсем по-другому.

Премьер-министр России Владимир Путин 23 сентября утвердил разработанную Минздравсоцразвития Концепцию осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2010-2015 годы. Она предусматривает повышение акцизов на табачные изделия, полный запрет их рекламы и продвижения, а также табу на курение в общественных местах.

Глава отраслевого информагентства «Русский табак» Максим Королев напоминает, что концепция – всего лишь декларативный документ, оставляющий значительную свободу для законодательного воплощения заключенных в нем идей. Поэтому более точно о последствиях можно будет судить лишь после появления соответствующих законов. Однако общие направления борьбы с курением известны уже сейчас.

Например, акцизы на табачную продукцию будут значительно повышены - по некоторым данным, в 10 раз. Такая мера объяснима: ценовая эластичность спроса на сигареты очень слаба, и небольшое увеличение цен влияет на продажи незначительно. Чтобы заставить человека отказаться от курения, цены должны подняться очень ощутимо.

Конечно, для разных категорий населения этот показатель будет сильно различаться. Например, у работающих взрослых эластичность спроса будет ниже, чем у неработающей молодежи, потому что, во-первых, взрослым сложнее отказаться от вредной привычки, а во-вторых, они имеют больше возможностей для увеличения своих расходов. Следовательно, из-за повышения цен на сигареты среди молодежи доля тех, кто уменьшит число выкуренных сигарет, будет больше, чем среди взрослых. Кроме того, зависимость вероятности начала курения от цены сигарет гораздо больше, чем зависимость спроса со стороны «состоявшихся» курильщиков. Таким образом, резкий рост цены сигарет должен, во-первых, сократить число потенциальных курильщиков, во-вторых, число курильщиков среди молодежи.

Конечно, у этой меры есть и побочные эффекты. Например, у некоторых людей желание курить не исчезнет - они просто перейдут на потребление более дешевой продукции. Следовательно, из-за резкого повышения акцизов пострадает производство табачной продукции верхнего ценового сегмента: многие любители дорогих сигарет будут вынуждены перейти на дешевые марки, которые после роста акцизов могут оказаться даже дороже, чем сейчас - премиум-класс. Впрочем, согласно принципу, названному в экономике эффектом Веблена, на самые дорогие сигареты спрос может даже вырасти: они станут символом богатства.

Увеличение спроса на наиболее дешевые сигареты откроет путь контрабанде и подпольному производству. Именно этот аргумент чаще других используют табачные компании. По словам директора по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александра Лютого, при повышении акцизов «происходит лишь рост стоимости сигарет в рознице, а это может привести к тому, что в стране появится спрос на более дешевую – контрабандную или контрафактную – продукцию, а не к тому, что станут меньше курить».

Вообще, работы у правоохранительных органов после повышения акцизов прибавится, прогнозирует ведущий юрист юридической компании «Налоговик» Евгений Максимов. «Часть табачных производств будет функционировать подпольно, а реализация значительного числа сигарет будет осуществляться нелегальными сетевыми способами», – полагает эксперт. Вырастут объемы контрабанды сигарет из стран третьего мира, производства кустарной продукции из табака, выращенного в огородах, а также подделки акцизных марок. «Соответственно, вырастет нагрузка на правоохранительные органы», – делает вывод Максимов.

Кроме того, в результате реализации государственной антитабачной концепции табачные корпорации могут перенести производства в другие страны, из-за чего часть населения потеряет работу, не исключает он. Однако на это можно возразить, что в результате резкого сокращения числа курильщиков общее здоровье нации, а следовательно, и занятость в долгосрочной перспективе, значительно вырастут. При этом сэкономленные расходы на медицинское обслуживание несостоявшихся курильщиков можно будет направить на создание дополнительных рабочих мест.

Сборы акцизов, по мнению юриста «Налоговика», в целом уменьшатся. «Что, впрочем, не должно особо заботить власть, если цель у нее - уменьшить потребление табака», – добавляет он. А поскольку акциз уплачивается со штуки (точнее, с каждой тысячи сигарет), то «производители будут обыгрывать это, например, делая сигарету толще, вкладывая в пачку меньшее количество сигарет для повышения доступности и так далее». «Но, скорее всего, они просто будут добавлять низкокачественное дешевое сырье для сохранения доли на рынке», – прогнозирует Максимов.

Не менее болезненно участники рынка встретили и другую инициативу, нашедшую отражение в антитабачной концепции - полный запрет рекламы и продвижения табачной продукции. «У совершеннолетнего потребителя должна остаться возможность сделать выбор между той или иной маркой сигарет. Именно поэтому мы считаем приемлемым оставить рекламу в предприятиях розничной торговли, а также недоступные для детей каналы коммуникации, такие, как закрытые интернет-сайты, доступ к которым имеют только совершеннолетние потребители», – говорит директор департамента по корпоративным вопросам аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Алексей Ким.

«В России уже запрещены практически все виды классической рекламы: наружная, теле- и радиореклама, – соглашается Александр Лютый из «БАТ Россия». – Мы считаем, что у табачного продукта – как у легального продукта – должен оставаться канал коммуникации с совершеннолетним потребителем, который мог бы делать информированный выбор. Таким каналом мы видим точки продаж».

Алексей Ким признает, что курение должно быть запрещено в больницах, учреждениях здравоохранения, в школах и «других учреждениях, где находятся несовершеннолетние», «в общественных местах, которые люди вынуждены посещать, например, в общественном транспорте и в организациях, предлагающих услуги широкому кругу лиц, таких как супермаркеты, банки и почтовые отделения». Но при этом у владельцев ресторанов, баров и кафе должно быть право выбора: разрешать, ограничивать или запрещать курение в этих местах. «При наличии наглядной информации о правилах курения с информацией о мнении органов здравоохранения о вреде пассивного курения каждый посетитель может принять обдуманное решение о том, следует ли посещать то или иное заведение», – полагает Ким.

Максим Королев обращает внимание и на другой аспект проблемы: полный запрет на рекламу и продвижение табачной продукции снизит конкуренцию в отрасли, так как фактически закроет вход на рынок новым игрокам. «Любое уменьшение коммуникации производителя с потребителем является минусом», – убежден эксперт.

Но государство, видимо, решило пожертвовать прибылью отдельных компаний и даже конкурентной средой в целой отрасли ради здоровья собственных граждан.

Евгений Новиков