Posted 6 апреля 2011,, 14:53

Published 6 апреля 2011,, 14:53

Modified 1 апреля, 08:50

Updated 1 апреля, 08:50

Японии грозит экспортная блокада

6 апреля 2011, 14:53
Несколько десятков стран ввели ограничения на импорт продуктов питания из Японии. Но для японской экономики гораздо более опасна угроза того, что подозрительность потребителей перекинется на автомобили и электронику.

Несколько десятков стран ввели ограничения на импорт продуктов питания из Японии в связи с их возможной радиационной зараженностью. Но даже потеря всего зарубежного рынка сбыта сельскохозяйственной продукции японской экономике не страшна. Гораздо более опасна угроза того, что подозрительность потребителей перекинется на японские автомобили и электронику.

Частичное эмбарго на ввоз продуктов питания из некоторых префектур Японии ввели уже 25 стран. Например, Сингапур запретил ввоз продовольствия из 10 префектур, а ОАЭ полностью отказались от японской сельскохозяйственной продукции. Частичные запреты ввели такие страны, как США, Китай, Южная Корея. 24 марта Россия запретила ввоз японских продуктов из 4 близлежащих к атомной станции «Фукусима-1» районов, а позднее отказалась от рыболовной продукции с 242 японских предприятий.

Сегодня полностью остановила импорт японских продуктов Индия. Решение о запрете было принято после того, как накануне ученые зафиксировали повышенный уровень радиоактивности рыбы у берегов Японии. С 15 марта индийские специалисты ведут тщательный контроль радиационного фона всех ввозимых продуктов. Во время ограничения образцы японских продуктов также будут поступать в Индию для исследований. В заявлении правительства говорится, что в случае падения радиоактивности запрет будет немедленно снят. В противном случае он может быть продлен на неограниченный срок.

Но ограничения на импорт продовольствия из Японии в ряде стран не окажут серьезного влияния на общий объем японского экспорта, утверждают эксперты.

Доля сельскохозяйственной продукции в общем объеме японского экспорта составляла в 2009 году, по данным ВТО, всего 1,4%. Кроме того, торговые партнеры Японии, ограничившие ввоз из нее продовольствия, за исключением Индии, ввели запрет лишь на отдельные виды продукции, произведенной в ряде префектур Японии, а не по всей стране, говорит заведующий кафедрой мировой экономики и руководитель проекта «Кафедра ВТО» в Санкт-Петербургском государственном университете Сергей Сутырин.

С ним соглашается руководитель Центра исследований Японии Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов: «Япония не является крупным экспортером сельскохозяйственной продукции, несоизмеримо больше она ввозит: ее обеспеченность собственным продовольствием едва превышает 40%. Так что даже полный запрет на весь импорт продовольствия из Японии для нее абсолютно несмертелен».

Тем не менее, для отдельных японских фермеров закрытие зарубежных рынков сбыта может стать серьезным ударом, хотя «Токийская энергетическая компания» и правительство Японии, скорее всего, не оставят в беде таких фермеров, рассуждает ученый. Гораздо больший, по его словам, ущерб сельскому хозяйству страны нанесло то, что в результате цунами многие поля в пострадавших районах оказались засоленными и непригодными к земледелию.

А вот возможные проблемы со спросом на японские автомобили и электронику действительно стали бы очень болезненными для страны. «Автомобильная промышленность и электронная промышленность – два кита японской экономики», - поясняет глава исследовательского центра. Но он убежден, что японцы смогут проконтролировать радиационную безопасность своей продукции.

«А потребители со временем успокоятся, и их фобия пройдет, у страха глаза велики, – говорит эксперт. – К тому же зараженных деталей в тех же автомобилях, скорее всего, и не будет, потому что фактически все заводы в радиационно неблагополучных районах остановлены».

Разумеется, проблемы для японской экономики еще не закончились, просто иррациональные страхи потребителей по поводу радиационной зараженности японских товаров далеко не главные среди этих проблем.

Уже ясно, что тот же японский автопром будет испытывать значительные трудности, но вызванные не снижением спроса на продукцию, а приостановкой производства, в частности, в связи с нехваткой электроэнергии вследствие землетрясения и цунами 11 марта, рассуждает Сутырин.

«Работу временно прекратили все 18 заводов Toyota, расположенных в Японии, и только два из них к началу нынешней недели частично возобновили свою деятельность, – напоминает экономист. – В результате снизится производство и экспорт как готовых автомобилей, так и поставляемых из Японии узлов и комплектующих на расположенные в других странах заводы Toyota, Nissan и других компаний». По некоторым оценкам, та же Toyota в этом году произведет на 600 тыс. автомобилей меньше, чем предполагалось, приводит пример профессор.

Он считает, что возможное снижение японского экспорта не вызовет очень серьезных последствий для платежного баланса страны. «Япония имела положительное сальдо как торгового баланса, так и текущего баланса. В этой ситуации прибегать к использованию золотовалютных резервов для урегулирования своих торговых отношений стране едва ли потребуется», – полагает Сутырин. Кроме того, поддержать экспорт потенциально может и понижение курса японской иены, добавляет он.

Евгений Новиков