Posted 26 мая 2011,, 14:45

Published 26 мая 2011,, 14:45

Modified 1 апреля, 07:42

Updated 1 апреля, 07:42

Путин: время отбирать камни

26 мая 2011, 14:45
Президент и премьер наперегонки создают структуры, которые должны будут определять будущее России. При этом фонды, агентства и центры во многом копируют друг друга. Экономические задачи у них схожие, а вот политические - различаются.

"Премьерское" Агентство стратегических инициатив будет мало чем отличаться от "президентского" Фонда прямых инвестиций. А с задачами, под которые создается Институт социально-экономических и политических исследований, вполне мог бы справиться уже существующий Центр стратегических разработок - если бы вел себя более лояльно.

Премьер-министр РФ Владимир Путин презентовал в среду анонсированное 6 мая Агентство стратегических инициатив (АСИ). По словам премьера, новая структура займется поиском и поддержкой перспективных идей - а точнее, людей, которые могут реально и качественно изменить состояние российской экономики. "Ключевая задача агентства заключается в том, чтобы поддержать тех, кто уже что-то сделал. Особенно речь идет о среднем бизнесе", - заявил Путин.

Он подчеркнул, что проект - долгосрочный, а не предвыборный. А кроме того, по словам Путина, АСИ не собирается конкурировать с президентским инновационным центром "Сколково", а будет дополнять его. И в последовавших за презентацией комментариях никто из специалистов о копировании "Сколково" не заикался. Может быть, потому, что если сравнивать с президентскими инициативами, АСИ больше похоже на Фонд прямых инвестиций (РФПИ).

Напомним, о намерениях создать РФПИ Медведев заявил в январе на Всемирном экономическом форуме в Давосе. По планам, Фонд должен быть сформирован Внешэкономбанком к 1 июня, а презентация состоится на международном форуме в Санкт-Петербурге. Кстати, Госдума приняла в первом чтении бюджетные поправки, по которым на создание РФПИ банку выделяется 62,6 млрд рублей. Миссия РФПИ - "стать катализатором привлечения инвестиций, кадров и технологий".

"Безусловно, АСИ, инициатором которого выступил премьер Путин, является противовесом РФПИ, идею которого выдвинул ранее президент Медведев, - заявила "Росбалту" аналитик "Инвесткафе" Анна Бодрова. - Глобальные цели у институтов разные, и если смотреть издалека, то один проект вполне может дополнять и продолжать другой. Но это только на российском гербе у орла две головы, реальность же демонстрирует, что жизнеспособным останется тот, который будет инициирован более сильным политиком". Как считает эксперт, будет большой удачей, если эти по-настоящему интересные начинания смогут работать с ориентацией на заявленные цели, однако велик шанс, что они станут лишь инструментами в предвыборной гонке.

Накал предвыборных страстей сегодня таков, что соратники Путина создают структуры, параллельные не только президентским проектам, но и собственным. Напомним, в 1999 году, когда Путин занимал пост премьер-министра, был создан Центр стратегических разработок (ЦСР). "Первоначальной целью ЦСР была разработка долгосрочной стратегии развития страны для нового российского правительства, - говорится на сайте организации. - В итоге основной миссией ЦСР стала по сути дела разработка в режиме публичного диалога экономической политики, нацеленной на успешное рыночное развитие России". Иными словами, ЦСР был создан для выработки экономических планов развития путинской России.

Однако в конце прошлой недели Путин объявил о создании Института социально-экономических и политических исследований (ИСЭПИ) - под руководством бывшего президента Чувашской Республики, сенатора Николая Федорова. Первоочередной задачей новой структуры должны стать разработка предвыборной программы для "Народного фронта". "Наша задача, миссия нашего института будет состоять в том, чтобы все программные цели и задачи всех, кто входит в "Народный фронт", отразить, инкорпорировать в объединенной предвыборной платформе", - сообщил Федоров.

При этом именно ИСЭПИ, как заявил Путин, должен будет объединить и довести до логического конца «Стратегию-2020», над которой сейчас работают около двух десятков экспертных групп (включая ЦСР, Российскую академию народного хозяйства и государственной службы, Высшую школу экономики) и которая описывает возможные сценарии социально-экономического развития страны на ближайшее десятилетие. Итоговым продуктом должно стать меню возможных решений с учетом имеющихся ограничений на вызовы, стоящие перед Россией в период до 2020 года. И последнее слово здесь будет за Федоровым.

В ЦСР ничего страшного в таком дублировании не видят. "На постоянной основе мы взаимодействуем с Организацией экономического сотрудничества и развития, Всемирным банком, Программой развития ООН и другими международными организациями, - пояснил "Росбалту" руководитель группы проектов ЦСР Алексей Юртаев. - Таким образом, создание ИСЭПИ не отразится напрямую на деятельности ЦСР". Не опасаются в ЦСР и потери финансирования. "За последние годы Центр стратегических разработок полностью перестроился на принципы самоокупаемости и является заметным игроком на рынке консалтинговых услуг, - сообщил Юртаев. - Высокий рыночный спрос на экспертную деятельность ЦСР предопределяет независимость финансового состояния организации от появления новых конкурентов, в том числе в области стратегического планирования".

Смену доверенных лиц в ЦСР объясняют стремлением к конкуренции идей и расширению в России линейки "мозговых центров". Правда, особой конкуренции не предвидится.

"Задача Федорова - создать программный документ даже не под "Единую Россию", а под "Народный фронт". И этот документ не будет претендовать на глубину и узкопартийность", - отмечает завкафедрой общей политологии Высшей школы экономики Леонид Поляков. То есть от Федорова ждут не продвинутых идей обустройства страны, а предвыборных обещаний и лозунги. "Эти вещи идут параллельно, независимо друг от друга", - пояснила советник ректора Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ Ольга Голант.

С другой стороны, некогда предлагавшаяся ЦСР программа была выполнена, по оценке председателя правления Сбербанка Германа Грефа, примерно на 40%, а по мнению научного руководителя Высшей школы экономики и бывшего министра экономики Евгения Ясина – на 30%. Видимо, никто особенно не старался. "Первые попытки проведения комплексных реформ и выработки многих решений в сфере экономической политики в тот период действительно основывались на стремлении вести публичный диалог, - говорится на сайте ЦСР, - и сделать представителей общественности в широком смысле слова - от бизнеса до профсоюзов, от экспертов до работников некоммерческих организаций – стэйк-холдерами процесса разработки политики". Таким образом, старая программа ЦСР также была нафарширована предвыборными обещаниями и лозунгами. А значит, ЦСР умеет выполнять и такую работу.

Поэтому остаются две версии, зачем премьер меняет коней на переправе. Первая - под выборы "Народному фронту" нужен еще более упрощенный вариант программы. Поэтому во главе и ставится политик вместо экономиста.

Вторая версия - более пессимистичная - строится на посыле, что знакомые с реальным положением дел в стране экономисты рано или поздно перестают быть лояльными. А ЦСР находился в эпицентре процесса слишком долго. "Экономический кризис подорвал доверие к существующим политическим институтам и лидерам, - заявлял недавно в одном из комментариев президент ЦСР Михаил Дмитриев. - Это доверие подорвано необратимо, и, судя по тем сведениям, которыми мы располагаем, проблема политической трансформации в ближайшее время выдвинется в общественной дискуссии на первый план".

А нелояльным ученым доверять разработку предвыборной программы, мягко говоря, небезопасно - вот Путин и решил заменить игроков.

Игорь Чубаха