Posted 26 августа 2011,, 14:20

Published 26 августа 2011,, 14:20

Modified 1 апреля, 05:40

Updated 1 апреля, 05:40

Сыты по самые выборы

26 августа 2011, 14:20
Россияне привыкли, что к концу сентября большинство продуктов питания начинает ощутимо дорожать. Но в этом году, по прогнозам экспертов, роста цен ждать не стоит - он переносится на весну 2012-го.

Россияне привыкли, что ближе к концу сентября розница взвинчивает цены по большинству базовых продуктов питания на 5-15%, а то и больше. Однако в этом году масштабное повышение цен не ожидается, а по некоторым позициям даже возможно снижение.

Например, как пояснил "Росбалту" исполнительный директор Северо-Западной мясной ассоциации Дмитрий Поздняков, рост внутреннего производства и большие складские запасы сдерживают цены на свинину, говядину и мясо птицы. "Всего за январь-июль 2011 года объем производства свинины в сельхозорганизациях страны по отношению к аналогичному периоду 2010 года вырос на 7,7% и составил 704,3 тыс. тонн в убойном весе", - подсчитали эксперты ИАА "ИМИТ". Объем импорта охлажденной говядины за I полугодие 2011 года по отношению к аналогичному периоду 2010 года, по данным экспертов, вырос на 83,5%, и данный рост покрывает происходящее в стране снижение производства. В свою очередь, объем промышленного производства мяса птицы за 7 месяцев 2011 года увеличился по отношению к аналогичному периоду прошлого года на 11,9%, а импорт за I полугодие вырос на 28,1%.

Ценам на хлеб не позволят расти относительно хорошие виды на урожай. Так, даже по пессимистическому сценарию "СовЭкон", урожай зерновых в России оценивается в 87-88 млн тонн. Например, как заявил президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский, по кукурузе ожидается настолько хороший урожай, что Россия может возобновить ее экспорт. Еще более интересные перспективы у гречи: благодаря высокому урожаю ряд отраслевых экспертов предсказывают снижение цен на 20-40%, то есть откат к показателям, которые были до "гречневого ажиотажа" в сентябре-октябре прошлого года.

Аналогичные процессы наблюдаются и на рынках других продуктов. Как уточнил гендиректор ГК "INFOLine" Иван Федяков, предпосылки к удорожанию есть - прежде всего, рост энерготарифов и зарплат. Но это нивелируется высокой конкуренцией - почти нет товарных позиций, по которым отмечался бы дефицит.

Кроме того, немаловажную роль играет политическая ситуация. "В предвыборный год власть всеми правдами и неправдами не допустит ощутимого подорожания продуктов питания, - поясняет Федяков. - Поэтому таковое следует ожидать весной 2012 года".

Добавим, на ситуации сказывается и наблюдаемая лихорадка мировой экономической системы. Многие россияне видят в происходящем угрозу нового финансового кризиса и стараются на всякий случай экономить, чтобы создать хотя бы небольшой денежный запас. Согласно статистическим данным "Ромир", средние затраты домохозяйств на товары повседневного спроса устойчиво снижаются с марта этого года. Соответственно, торговля остерегается экспериментировать с повышением цен.

С другой стороны, в стране продолжается монополизация торговли сетевыми ритейлерами. Лидером здесь выступает Петербург. По оценкам Федякова, несетевая розница в городе составляет всего около 20%. В частности, на рынки приходится 4,4% оборота продаж, тогда как в среднем по России - 13,5%. Для сравнения: если в Москве на торговлю продовольственными товарами через гипермаркеты приходится 10% оборота, то в Петербурге - 40%. Если в Первопрестольной магазины "у дома" обеспечивают 10% оборота, то в Северной столице - около 30%. "Других каналов сбыта больших объемов продукции просто нет", - сетует Поздняков. И вряд ли такое доминирование положительно сказывается на потребителях.

Кроме того, на фоне экспансии в Россию транснациональных компаний отечественные производители так и не получили обещанного "Законом о торговле" гарантированного доступа в эти сети. "Де факто принятие закона только увеличило нагрузку на производителя", - считает вице-президент "Союза предприятий пищевой промышленности СПб" Игорь Подлипенцев. Часть собираемой сетевиками платы за допуск товара в магазин закреплена законодательно, часть взимается в добровольно-принудительном порядке. Кроме собственно торговой наценки, эти бонусы повышают стоимость продукта на четверть.

Игорь Чубаха