Posted 17 октября 2011,, 13:15

Published 17 октября 2011,, 13:15

Modified 1 апреля, 04:36

Updated 1 апреля, 04:36

СМИ: Березовский может оказаться конечным бенефициаром «Трансаэро»

17 октября 2011, 13:15

МОСКВА, 17 октября. Последние показания Бориса Березовского на слушаниях по иску предпринимателя к Роману Абрамовичу в Высоком суде Лондона могут говорить о том, что опальный олигарх - конечный бенефициар компании «Трансаэро», а не простой акционер. Такой вывод делает газета «Наша версия», анализируя показания и историю компании.

Отвечая ранее на вопросы адвоката Джонатана Сампшна, олигарх «попутно» признался, что совместно с Бадри Патаркацишвили владел компанией «Трансаэро». Березовский заявил, что в конце 1990-х он имел намерение объединить «Аэрофлот» и подконтрольную ему «Трансаэро» и вывести в офшор. Таким образом, под крылом у партнеров оказалось бы до 70% российского рынка авиаперевозок.

Издание напоминает, что слияние «Аэрофлота» и «Трансаэро» не состоялось. Сам олигарх в связи с уголовным преследованием в РФ в 2006–2007 годах был вынужден продать российские активы. Все эти сделки сопровождались пристальным интересом общественности и СМИ. «Но вот о продаже Березовским акций «Трансаэро» почему-то никакой информации нет. Особенно необычным в контексте заявления Березовского представляется тот факт, что «Трансаэро» с 1991 года позиционирует себя как частная независимая авиакомпания», - отмечает газета. Мажоритарным акционером «Трансаэро» официально была и остается семья основателя компании Александра Плешакова. Но – характерный момент – английские адвокаты вынуждены были признать, что формальный и реальный хозяин бизнеса в российских условиях далеко не одно лицо. «В частности, сторона Абрамовича настаивает, что Березовский вовсе не значился в официальном списке владельцев «Сибнефти» и «РУСАЛа». Он занимался политическим прикрытием и патронированием бизнеса. Видимо, так же дело обстоит с загадкой независимого «Трансаэро», - предполагает «Версия». «Патронирование» – ключевое слово.

Согласно официальной истории «Трансаэро», основными держателями акций компании вот уже 20 лет являются Александр Плешаков – основатель «Трансаэро», его жена Ольга Плешакова – гендиректор «Трансаэро», и председатель Межгосударственного авиационного комитета Татьяна Анодина – мать Александра Плешакова. В 1998 году компанией «Трансаэро» заинтересовался Борис Березовский и начал активно скупать акции. К концу 1999 года близкие к нему структуры владели около 38% акций компании, напоминает «Версия». «На повестке дня стоял вопрос о полном контроле над авиаперевозчиком, но с помощью высокопоставленной мамы – Татьяны Анодиной – независимость от назойливого компаньона якобы удалось отстоять», - пишет газета.

Сам Плешаков неоднократно опровергал информацию о том, что часть пакета акций авиакомпании находится под контролем Березовского или близких ему структур. Тем не менее, когда компания «Трансаэро» в 2004 году впервые вышла на долговой рынок, запустив вексельную программу на 300 млн рублей, она вынуждена была опубликовать список акционеров. Тогда выяснилось, что 32,1% акций принадлежат фирмам, которые совершенно точно аффилированы с Березовским. Подконтрольный «ЛогоВАЗу» ЗАО «Борей-2» владел 15,47% акций «Трансаэро», ЗАО «Ратмир+» – 4,93%. Еще 11,7% принадлежали Финансовой объединенной корпорации (ФОК), учрежденной скандальной швейцарской фирмой Andava Holding. Это заставило аналитиков предположить, что основные нюансы сделки Плешакова – Березовского остались «за кадром». Эксперты уже тогда высказывали сомнения, что авиаперевозчику удалось сохранить самостоятельность.

Российские стандарты не требуют от компаний раскрывать всю цепочку конечных владельцев. Это и невозможно. Даже в Высоком суде Лондона признают: бессмысленно говорить о владении акциями предприятий в традиционном понимании, когда речь идет о «крышевании» и «патронате». На процессе Борис Березовский волей-неволей указал на главную черту российского крупного бизнеса: рынок акций – это игра в приличие, реальный контроль осуществляется из-за кулис. «Таким образом, менеджмент и владельцы «Трансаэро» на пробу могут оказаться лишь «местодержателями» олигарха, а он – главным бенефициаром», - делает предположение газета.

Издание отмечает, что в 2006–2007 годах, когда рынок готовился к обещанному IPO «Трансаэро» (первоначальное публичное предложение акций компании на продажу широкому кругу лиц), Andava Holding, «Борей-2» и «Ратмир+» без шума исчезли из реестра акционеров компании. Одновременно со стороны представителей «Трансаэро» прозвучали двусмысленные заявления, что 90% акций теперь находятся под контролем менеджмента, но не в их прямой собственности. «Представители финансового рынка считают, что структуры, близкие Борису Березовскому, вышли из состава акционеров авиакомпании», – рассказала тогда аналитик Deutsche UFG Елена Сахнова. Березовский прекрасно понимал, что его статус осужденного в РФ по уголовной статье опального лондонского изгнанника не сыграет на повышение надежности и стоимости акций «Трансаэро», напоминает газета.

Казалось бы, с точки зрения менеджмента компании, логично было срочно отмежеваться от отношений с Березовским, раскрыв подробности сделок по выкупу принадлежавших ему акций, однако не тут-то было. «Трансаэро» так и не открыла, как закончилась история с Березовским», – заметил аналитик «Центринвест груп» Михаил Ганелин. Газета анализирует нынешний состав акционеров, исходя из которого, делает вывод, что значительная часть акций, от 40 до 50%, "регулярно гуляет из стороны в сторону", и на сегодняшний день не ясно, кто владеет остальной частью актива.