Страны Европы теряют суверенитет

Еврочиновники договорились немного урезать суверенитет европейских государств для блага общей экономики. Однако опыт Греции показывает: говорить о том, что Старый Свет превращается в тихую гавать, по меньшей мере преждевременно. 

Европа напоминает большую неповоротливую баржу, которой управляют сразу несколько капитанов. Куда плыть — примерно понятно всем. Но каждый делает по-своему, а шторм все приближается.

В минувший вторник на саммите в Брюсселе европейским чиновникам, наконец, удалось одобрить соглашение об ужесточении контроля за бюджетной политикой и ускорить создание постоянного стабилизационного механизма на 500 млрд евро. Европейцы (за исключением Великобритании и Чехии) решили, что дефициты бюджетов не должны превышать превышать 0,5% ВВП, а соотношение госдолга к ВВП — 60%. Страны, которые превысят допустимый уровень дефицита бюджета, будут наказываться штрафами до 0,1% ВВП.  

Однако, полагает аналитик «Инвесткафе» Алексей Пухаев, пока инициативы европейских лидеров, достаточно неплохие сами по себе, будут реализованы, они уже могут стать неактуальными и бесполезными. «Многие эксперты говорят о том, что 500 млрд евро не хватит, учитывая, что к Греции может присоединиться Португалия. Инвесторы оценивают вероятность дефолта этой страны в течение 5 лет в 71%», - сообщил он корреспонденту «Росбалта».

Доходность 10-летних облигаций Португалии выросла до 15,47% годовых, 2-летних бондов - до 17,45% годовых. «Это ставит под угрозу старания правительства страны. Очевидно, что ситуация развивается таким образом, что правительству Португалии придется перенимать греческий опыт — программу PSI, «добровольное» участие частного сектора в реструктуризации долга. Но европейские политики понимают, что второго PSI инвесторы не потерпят, а пока же других программ или методов спасения на саммите не обсуждалось», - отметил Пухаев.

В любом случае, саммит в Брюсселе не решил всех проблем Европы. Так и не было выработано решение по Греции, которая пока не готова расставаться со своим суверенитетом. Ранее Германия предложила сделать комиссара ЕС по бюджету ответственным за все решения по налогам и расходам в правительстве Греции, наделив его при этом правом вето. Греции предложено передать суверенитет в вопросах бюджета и налогов специально созданному под эгидой Еврокомиссии комитету бюджетного контроля. Однако пока греки категорически против введения де-факто внешнего управления. Но выбор в общем невелик. Уже в марте Греции предстоят выплаты по долгам, средств на которые у нее просто нет.

Германия заявляет, что Евросоюз должен отказать Греции в новом транше помощи, пока греческие власти не докажут, что желают и имеют возможность привести в порядок свою экономику и финансы. Эта ситуация является идеальной почвой для возникновения и поддержания слухов о возможном выходе Греции из зоны евро, что продолжает держать финансовые рынки в напряжении.

Представители датского Saxo bank полагают, что отчет Еврозоны за 4 квартал 2011 года, который должен появиться в середине февраля, покажет сокращение европейской экономики. И, судя по предварительным отчетам, опубликованным в январе, ситуация лучше не стала.

Кстати, европейские проблемы были в центре внимания проходившего на прошлой неделе международного экономического форума в Давосе. Некоторые даже в шутку называли его предварительным саммитом ЕС. С наиболее радикальным предложением выступил гуру финансовых спекуляций Джордж Сорос. Вместо попыток решить долговые проблемы одними лишь структурными реформами, он призвал Европу ввести единые облигации зоны евро. По его мнению, в 2007 году европейские власти неправильно отреагировали на надвигающийся финансовый кризис, что показало их полнейшее непонимание работы рынков. Правда, ряд экспертов полагают, что говорить о единых облигациях Европы говорить  можно будет лишь после того, как завершится процедура ужесточения финансовой дисциплины в европейских государствах как минимум.

Досталось на форуме и России. Известные экономисты Нуриэль Рубини и Ян Бреммер вновь заявили, что РФ не заслуживает места в пятерке ведущих развивающихся стран — БРИКС — и предложили ввести туда вместо нее Индонезию.

Это предложение вызвало неоднозначную реакцию у российских экспертов. Так, Алексей Пухаев считает, что исключение России из БРИКС — закономерный процесс. «По темпам роста ВВП Индонезия куда более логично смотрится в пятерке быстроразвивающихся стран. Заявления Рубини имеют под собой лишь количественные характеристики, БРИКС — это группа из пяти быстроразвивающихся стран. Если одна из них постепенно перестает удовлетворять требованиям, и есть более "расторопный" кандидат, то изменения абсолютно логичны. Рубини говорит об индикаторе, и с ним трудно не согласиться в этом вопросе", — признал Пухаев. Правда, при этом он добавил, что создавая БРИКС (в то время БРИК — без ЮАР), представители Goldman Sachs не предполагали, что после формирования аббревиатуры "наиболее перспективных стран" начнется процесс координации экономических политик между ними, и исключить Россию из этой группы уже будет не так  просто.

Глава департамента стратегического анализа аудиторской компании ФБК Игорь Николаев тоже признает, что Россию трудно назвать быстроразвивающейся страной. «Планировалось, что темпов роста ВВП в 4% она сможет достичь при $75 за баррель. Однако российская экономика растет на эту величину лишь при среднегодовой цене в $110 за баррель. Трудно назвать сырьевую экономику быстроразвивающейся, когда цены значительно выше, чем ожидаемые и она еле-еле выдерживает этот показатель», - пояснил эксперт корреспонденту «Росбалта».

Не обрадовали финансистов и российские чиновники. Первый вице-премьер Игорь Шувалов сообщил, что приватизация крупных государственных активов, запланированная на 2012 год, может быть перенесена из-за неблагоприятной ситуации на рынке. Правильность этого шага поддержал и бывший министр финансов Алексей Кудрин, заявив, что перенос сроков приватизации на 1-2 года не критичен.

Владислав Кузьмичев