Posted 21 сентября 2012,, 11:18

Published 21 сентября 2012,, 11:18

Modified 31 марта, 23:18

Updated 31 марта, 23:18

Эксперты: Проект развития железнодорожного транспортного узла может дорого обойтись россиянам

21 сентября 2012, 11:18

МОСКВА, 21 сентября. Весь проект развития железнодорожного транспортного узла обойдется примерно в 1 трлн рублей, а для его реализации может потребоваться строительство 226 дополнительных главных путей. При этом только инфраструктура, не считая освобождения прилегающей территории от сторонних собственников и арендаторов, по словам столичного мэра Сергея Собянина, потребует около 236 млрд. рублей до 2020 года. Подвижные составы обойдутся еще в 63 млрд. рублей.

При этом, отмечает портал "Аналитика и безопасность", корпорация ОАО "РЖД" никогда не отличалась экономностью, когда дело касалось бюджета. В частности, по информации СМИ, контракты с немецким холдингом Siemens на закупку железнодорожной техники и ее обслуживание обошлись для России гораздо дороже, чем аналогичная продукция и услуги в других странах.

"В 2006 году и 2011 году ОАО "РЖД" купила у Siemens по 8 поездов Siemens Velaro Rus, произведенных в Германии специально для России и поставленных на маршруты Москва-Санкт-Петербург и Москва-Нижний Новгород. Стоимость контрактов составила 573 млн евро. В результате 9-вагонный Velaro, переименованный в "Сапсан", обошелся российским налогоплательщикам примерно в 36 млн евро (без учета сервисного обслуживания). Это один из самых дорогих контрактов в истории поезда этого типа – к примеру, немецкой Deutsche Bahn те же Velaro обошлись по 33 млн евро за штуку, - отмечает портал. - Разницей в 10% можно было бы и пренебречь, списав ее на пошлины, наценку за технологии и прочее. Однако поезда Velaro ездят не только по России и Германии – их еще активно закупал и Китай. Сравнения здесь опять вызывает вопросы: если для Китая один вагон обошелся в 2,7 млн евро, то его российская копия стоит уже на треть дороже".

Таким образом, делают вывод СМИ, для Китая точно такие же поезда обошлись в 8 раз дешевле, чем для России.

"Объяснение может быть только одно: скорее всего, виновата все та же коррупция, - добавляет портал. - Ни для кого не секрет, что в нашей стране можно безнаказанно провернуть все, что угодно, и, при определенных условиях, ни одна преступная схема не вызовет вопросов у тех же сотрудников, например, налоговых органов. Так или иначе, в "РЖД" готовы к новому сотрудничеству с немецкой корпорацией. Для Олимпиады в Сочи планируется поставка 38 пятивагонных Desiro, представленных российской публике как "Ласточки"".

Отмечается, что они тоже оказались в России весьма недешевы. Так, в среднем один поезд обошелся в 10,7 млн евро. Примечательно, что такие же поезда, но заказанные Великобританией, стоили англичанам на 25% дешевле. Причем, цена британского варианта уже включает в себя сервисное обслуживание, тогда как в России для этого был заключен дополнительный контракт на 500 млн евро – и вместе с ним стоимость поезда переваливает за 20 млн. евро, сообщает портал.

В свою очередь в "РЖД" обещают снижение стоимости «Ласточек» на 20% - до «британских» 8,6 млн евро. Произойти это должно за счет локализации производства на совместном предприятии Siemens-Синара. Однако данная цена не учитывает сервисного обслуживания – а значит и тогда стоимость останется значительно выше европейской.

"Аналитика и безопасность" напоминает, что в марте 2012 года правительство России согласовало продажу акций десяти предприятий, принадлежащих "РЖД", в том числе пяти вагоноремонтных заводов, ОАО “Росжелдорпроект”, ОАО “ТрансВудСервис” и ряда других активов. Кроме того, речь шла о продаже госпакета акций в ОАО “ТрансКонтейнер”. В конце октября 2011 года ООО «Независимая транспортная компания”, входящая в UCL Holding Владимира Лисина – владельца ОАО “Новолипецкий металлургический комбинат”, приобрела 75% –– 2 акции "дочки" РЖД ОАО "Первая грузовая компания" за пакет 125,5 млрд рублей.

" Мало кто знает, что объем грузовых железнодорожных перевозок планомерно растет, что пополняет казну далеко небедного владельца “Новолипецкого металлургического комбината”, фигуранта списка Forbes Владимира Лисина. По-видимому, отсюда и систематический рост тарифов на грузовые перевозки по путям "РЖД". Вероятно, именно поэтому до сих пор и не был создан альтернативный оператор грузовых перевозок – “Вторая грузовая компания”, - полагают СМИ. - Таким образом, единственным источником доходов "РЖД" в настоящее время являются пассажирские перевозки, отсюда и систематический рост тарифов, так сильно бьющий по карманам россиян. Возникает вопрос: не окажется ли программа по реконструкции московского железнодорожного узла тяжким бременем для каждого москвича и подмосковного жителя? Ведь денег в бюджете не хватает, а развиваться нужно".