Posted 9 октября 2012,, 14:20

Published 9 октября 2012,, 14:20

Modified 31 марта, 23:02

Updated 31 марта, 23:02

Газовые амбиции аукнутся России

9 октября 2012, 14:20
Москва, все прошлое десятилетие размахивавшая энергетической дубинкой, скоро сама может от нее пострадать. Недооценка потенциала сланцевых технологий способна поставить крест на многолетней газовой дипломатии Кремля.

В минувший понедельник - практически к 60-летию президента РФ Владимира Путина - была запущена в эксплуатацию вторая очередь газопровода «Северный поток», который увеличит мощность этого газового коридора до 55 млрд кубометров в год. Первая ветка начала работать на 11 месяцев раньше.

Nord Stream стал первым из двух проектов в глобальной линии России на исключение из схемы торговли российским газом с Европой беспокойных и временами чрезмерно нахальных стран-транзитеров. Прогресс на этом пути уже очевиден. По итогам 8 месяцев 2012 года транзит природного газа по территории Украины в страны Западной Европы сократился на 22,86% до 54 млрд кубометров. В конце прошлого года глава «Газпрома» Алексей Миллер даже говорил о том, что в ближайшие месяцы может быть начата разработка ТЭО для третьей и четвертой веток «Северного потока» (одна из них должна была пойти в Великобританию), что позволит довести суммарный экспорт по трубопроводу до 110 млрд кубов в год.

В декабре этого года планируется начать строительство новой газовой магистрали - «Южного потока». Его максимальная мощность составит 63 млрд кубов в год, что позволит полностью снять зависимость России от Украины. Стоимость проекта оценивается в 25 млрд евро.

Однако все козыри, которые были собраны «Газпромом» в европейской газовой игре, неожиданно могут потерять свою ценность после появления на мировом газовом рынке джокера — США, которые стремительно развивают свою газовую промышленность. Хотя Соединенные Штаты пока остаются нетто-импортером, их зависимость от внешних поставок неуклонно снижается, и, как следствие, происходит перераспределение потоков газа таких экспортеров, как Алжир, Катар, Нигерия и Австралия. Эти поставщики взамен американского рынка начинают активнее осваивать рынки Европы и стран АТР, заявили «Росбалту» аналитики «Инвесткафе» Юлия Войтович и Григорий Бирг.

Сейчас, по их данным, контрактный газ «Газпрома» для европейских потребителей в среднем стоит около $450 за тысячу кубов, тогда как цены спотового рынка примерно на сотню баксов ниже. Высокие цены, а также продолжающийся кризис снижают интерес европейцев к российскому газу. «Рост темпов добычи сланцевого газа в США ведет за собой перераспределение поставок сырья крупнейших мировых импортеров газа. Таким образом, эффективность проекта по строительству «Южного потока», который ориентирован на поставку газа из России в страны Южной и Центральной Европы, можно поставить под сомнение. Вполне возможно, что строительство трубопровода, учитывая высокие капитальные затраты и уступки, на которые идет «Газпром» для стран, через которые будет проходить газопровод, в итоге обойдется «Газпрому» значительными финансовыми потерями», - заявили эксперты, добавив, что дополнительные мощности по экспорту российского газа в Европу сейчас не слишком нужны ввиду снижения спроса со стороны европейских потребителей.

России следует подготовиться к росту конкуренции на международном рынке газа. За последние 7 лет добыча газа в США благодаря сланцевой революции выросла почти на треть. Продавать «голубое топливо» в самих США не выгодно — цены находятся на уровне многолетних минимумов, и американские компании сейчас ищут новые рынки сбыта. На северном побережье Аляски планируется построить гигантский завод по сжижению газа, а к нему подвести трубопровод длиной 800 миль. Стоимость этого проекта чуть ли не вдвое превысит ту цену, которую придется заплатить создателям «Южного потока». Существуют и проекты строительства заводов на берегу Мексиканского залива.

Ожидается, что уже к 2035 году показатель чистого экспорта газа из США превысит объем предполагаемого российского экспорта по «Южному потоку». «Сланцевая революция в США косвенным образом вызовет снижение мировых цен на газ за счет увеличения конкуренции на рынке газа. Те страны, которые ранее ориентировались на поставки газа в США, вынуждены переориентировать потоки экспорта на другие рынки. Потому ценовая политика России должна в дальнейшем стать более гибкой», - заявили аналитики «Росбалту».

Между тем, сланцевые технологии грозят изменить роль еще одного крупного импортера природных ресурсов - Японии. Страна восходящего солнца заявила о начале тестового бурения на месторождении Аюкава, которое будет продолжаться в течение следующего года. Правда, пока маловероятно, что Япония повторит «подвиг» США и станет в итоге нетто-экспортером углеводородов. Но снизить свою зависимость от внешних поставок она в принципе сможет.

«По оценкам японской компании Jepex, запасы этого месторождения могут составлять 5 млн баррелей нефти, а общие запасы сланцевой нефти префектуры Акита достигают 100 млн барреле — около 6% общего объема потребления нефти в год. Из этого можно сделать вывод, что тестовое бурение на месторождении Аюкава в Японии не окажет влияния на российские проекты на Дальнем Востоке», - отметили аналитики «Инвесткафе».

Впрочем, технологии добычи нефти из сланцев еще более «сырые», чем технологии добычи газа. Не исключено, что японцам удастся усовершенствовать эти технологии и увеличить добычу на этом и других месторождениях. Тем более что их энтузиазм будет подстегиваться катастрофой на атомной станции в Фукусиме в марте 2011 года.

Владислав Кузьмичев