Posted 1 марта 2013,, 09:24

Published 1 марта 2013,, 09:24

Modified 31 марта, 20:34

Updated 31 марта, 20:34

Бюджетный кризис в США: новый акт старой трагикомедии

1 марта 2013, 09:24
С 1 марта в США должен автоматически вступить в силу секвестр бюджета. Если это произойдет, стране грозит замедление экономического роста на 0,6% и потеря 750 тыс. рабочих мест.

В США 1 марта должны придумать, как сократить дефицит бюджета. Если республиканцы и администрация Барака Обамы не достигнут компромисса, то придется автоматически вводить дополнительные меры экономии. Такая развязка, впрочем, представляется маловероятной.

Лихорадка вокруг госдолга

Осенью 2011 года финансовые рынки сильно лихорадило. Тогда поводом стало понижение наивысшего суверенного рейтинга США агентством S&P из-за нежелания законодателей повышать допустимый уровень государственного долга. При этом только за последнюю декаду потолок госдолга повышался 8 раз, и эта процедура в функционировании американской финансовой системы стала пустой формальностью.

События 2011 года показывают, как решение простого технического вопроса может стать проблемой из-за сложившейся в Вашингтоне конфигурации политических сил. Республиканцы и президент используют злободневные финансовые вопросы как разменную монету для реализации собственной политической повестки дня. В результате в условиях политического цейтнота бразды правления над экономикой взяла Федеральная резервная система.

Ситуация осени 2011-го, когда политический спектакль обернулся рыночной драмой, будет повторяться до тех, пока противоборствующие стороны не начнут ставить интересы страны выше своих партийных и идеологических пристрастий. Пока же постановка этих спектаклей не блещет оригинальностью и режиссерской мыслью: главные герои и антагонисты – все те же, а развязка – предсказуема.

Если говорить о последнем акте данной пьесы, то после достижения частичного консенсуса в вопросе отмены «фискального обрыва» республиканцы, контролирующие Палату представителей, и Обама принялись договариваться по очередному повышению потолка госдолга с нынешнего уровня в $16,4 трлн. В итоге решение этого вопроса отложено до 19 мая. Однако осталось другое незаконченное дело – отмена так называемого секвестра.

Секвестр – так ли страшен черт?

С 1 марта в США автоматически вступает в силу секвестр – повсеместное сокращение расходов госбюджета. В этом году - на $85 млрд, а за следующие 10 лет будет сэкономлено в общей сложности $1,2 трлн.

Очевидно, что секвестр поможет несколько стабилизировать отношение госдолга к ВВП. Если мы сложим все сокращения госрасходов и повышения доходов, принятые с 2011 года, то прогнозируемый дефицит за 10 лет будет снижен на $2,4 трлн. При текущих показателях для полной стабилизации отношения госдолга к ВВП необходимо сэкономить до $4 трлн за следующую декаду.

По прогнозам управления по бюджетной политике Конгресса (CBO), автоматическое сокращение расходов приведет к замедлению экономического роста на 0,6% и потере 750 тыс. рабочих мест.

Секвестр станет четвертой мерой, призванной снизить дефицит бюджета. Первый этап этого процесса, принятый в 2011 году, позволил резко сократить дискреционные расходы. В свою очередь, договоренность по «фискальному обрыву» привела к росту налогов для богатых и восстановлению полного налога с заработной платы. Общий эффект от этих мер уже привел к замедлению роста экономики, о чем свидетельствуют последние данные по ВВП. Вступление в силу секвестра вкупе с усугубляющейся рецессией в еврозоне вполне реально может погрузить Штаты в продолжительную рецессию.

Потребсектор как тормоз экономики

Экономика США не может выйти на полные обороты, пока потребители не избавятся от посткризисного долгового бремени. Предварительные данные по ВВП за IV квартал 2012 года лишь подтверждают эти опасения: экономика впервые с 2009 года показала негативный рост на 0,1%.

Предыдущая сделка между республиканцами и президентом Обамой в конце 2012 года полностью не решила проблемы «фискального обрыва». Даже в нынешнем формате повышения налогов и окончания налоговых льгот эпохи Буша-младшего рост ВВП, по разным оценкам, потеряет 0,5-1,4 процентных пункта.

В то время, как потребители разгружают свои бюджеты после кризиса, а компании не очень активно инвестируют в новые производственные мощности, ВВП может увеличиваться только за счет госрасходов. Причиной мало-мальски ощутимого роста в США по сравнению с еврозоной, Японией и Великобританией может быть как раз наличие бюджетного дефицита, а не следование курсу жесткой экономии, как в других развитых странах.

Социальные расходы – главная угроза стабильности бюджета

При всех попытках уменьшить дефицит в США по-прежнему растут бюджетные расходы на социальные нужды. CBO прогнозирует, что расходы на соцобеспечение, в основном пенсии, повысятся с нынешних 5% ВВП до 6,2% в 2037 году и 6,7% в 2087 году. Вдобавок будут увеличены траты на медицинское обеспечение пожилых людей – программу, получившую название Medicare. Она финансируется налогом с зарплаты в размере 2,9%, предусматривает оплату оказанных медицинских услуг и индексируется с учетом инфляции. Все тот же CBO рассчитал, что расходы на эту программу вырастут с 3,7% ВВП сегодня до 6,7% в 2037 году и 13,3% в 2087-м.

Причина настолько резкого роста расходов на уход за пенсионерами связана со стареющим населением. Это явление наблюдается во многих странах и вызвано выходом на пенсию поколения беби-бумеров. В 2025 году доля населения старше 65 лет в США достигнет 20%. По данным фонда соцобеспечения, в 2012 году на одного пенсионера в США было 2,9 работающих. К 2030 году этот показатель упадет до 2,0. В результате налогов с заработной платы, выплачиваемых работающим населением, не будет хватать для выплаты пенсий, а госбюджет будет призван компенсировать недостающие средства.

Даже сегодня большая часть социальных расходов в США приходится на здравоохранение. В Америке на эти нужды уходит 17,6% ВВП, что значительно выше среднего по ОЭСР уровня в 9,5%. Нынешние споры о бюджетных тратах на социальное обеспечение идут вразрез с бытующим мнением о слабом «государственном благосостоянии» в США. Штаты создали широкую и сложную систему социальной защиты, на которую в процентном отношении уходит гораздо больше средств, чем во многих других развитых странах.

В то же время механизмы распространения социальных благ неоднородны и неполноценны. После вступления в силу закона о доступном здравоохранении, в 2014 году доля населения, не имеющего страховки, все равно будет выше, чем в любой другой развитой стране, – по некоторым подсчетам, эта цифра составит около 30 млн человек. Сегодня доступа к здравоохранению не имеют 16% населения Америки (48 млн человек).

При расчете расходов на социальное обеспечение нельзя игнорировать и общий уровень налогообложения: то, что государство дает в виде социальных благ, оно же потом забирает в виде налогов. При низких налогах чистый уровень социальных трат оказывается заметно выше. Этот показатель разработан Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и включает в себя такие категории, как налоги, пенсии, здравоохранение и страховка, декретные отпуска, пособия по безработице, пособия по уходу за ребенком и другие. По этому показателю США занимают 5-е место в мире сразу после Швеции – признанного эталона модели «государства благополучия».

Политические очки против государственных интересов

При годовом росте экономики США в районе 2% взятый в последнее время курс на резкое снижение дефицита приведет к сложностям в восстановлении после кризиса. Одной мягкой монетарной политикой в таких реалиях не обойтись - экономическая машина сможет заработать на полную мощность только при четкой координации фискальной и монетарной политик.

В попытках американского истеблишмента решить проблему государственных финансов серьезный пессимизм вызывает чрезмерный фокус на отстаивании интересов отдельных групп в ущерб интересам государства. До сих пор все сводится к тому, кто наберет политические очки, избегая сложных и непопулярных решений. Чем это обернется для самих американцев и остального мира, покажет будущее.

Игорь Зуев, эксперт банка Rietumu