Posted 4 марта 2013,, 09:25

Published 4 марта 2013,, 09:25

Modified 31 марта, 20:31

Updated 31 марта, 20:31

Рижский свободный порт развивает народное хозяйство

4 марта 2013, 09:25

РИГА, 4 марта. С каждой условной тонны груза, проходящей через Рижский свободный порт, коммерсанты получают в среднем 9,69 лата ($19). В случае транзита прибыли Латвии еще выше – 10,32 лата. Обычный импорт и экспорт дают по 7,75 лата с тонны. Такие данные приводятся в исследовании, проведенном компанией Ekspertīžu un informācijas centrs (E&IC).

Эксперты изучали, что значат перегруженные в Рижском свободном порту грузы и какой финансовый вклад это дает как для развития народного хозяйства, так и напрямую для бюджета страны.

Дальнейшие подсчеты свидетельствуют: госбюджет с грузоперевалки получает 1,16 лата за каждую тонну, а бюджет Рижского самоуправления - 0,62 сантима. На каждый лат добавленной стоимости, созданный Рижским портом, работающие в нем коммерческие структуры затем создают по 7,03 лата добавленной стоимости.

Если учитывать не только непосредственно работающие в Рижском порту компании, но и их поставщиков, сумма возможной добавленной стоимости возрастает до 8,24 лата (на каждый лат добавленной стоимости, созданный не коммерсантами, а самим портом).

Ученые назвали это эффектом мультипликации. Авторы исследования указывают, что вышеупомянутые суммы – это лишь минимальный уровень прибыли, которую частные предприятия и государство получают от грузоперевалки. В действительности предприниматели могут зарабатывать больше.

Используя эффект мультипликации, коммерсанты часто на самом деле зарабатывают больше - до 10 латов. «Добавленная стоимость, которую создает порт, лучший показатель, по которому можно оценить его роль катализатора, способствующего экономическому росту», - подчеркивают эксперты Ekspertīžu un informācijas centrs.

Ученые, оценив деятельность Рижского свободного порта, учитывая деятельность связанных с ним организаций, пришли к выводу, что именно владелец грузов — самое главное звено всей цепи. Это, конечно, Россия, если говорить об отрасли латвийских портов. Именно на РФ приходится львиная доля всех грузов, которые транзитом проходят через Латвию. Если в России изменится экономическая политика, здесь также изменится как структура грузов, так и их объемы.

В любом случае Рижский порт продолжает делать то, что он должен и умеет делать: обеспечивает отправителям грузов безопасный транзит и скорость их обработки. Это самое главное, что порт может предложить клиентам. На данный момент это получается. Результаты деятельности за 2012 год свидетельствуют, что через столичный порт провезено более 36 млн тонн грузов, и этот показатель позволил ему стать лидером всего балтийского региона. У Рижского порта, как отмечают латвийские эксперты, есть большое преимущество - много свободной территории. Например, у европейского лидера - Роттердамского порта - практически больше нет возможностей для развития, потому что там все переполнено.

«На самом деле важен рост экспорта, и порт - экспортер услуг. У предприятия может быть прекрасная бухгалтерия, могут совпадать все цифры, все чудесно, но предприятие на самом деле погибает, потому что у него нет ни ресурсов, ни мощностей для развития. Так часто происходит. Порт - национальное богатство. Можно говорить о сотрудничестве с другими латвийскими портами, но зачем нужно менять модели управления?», - подчеркивает исследователь Роман Витковскис.

Исследование длилось полтора года, и его проводили около 20 человек. E&CI, который работал над проектом оценки деятельности Рижского свободного порта, - творческая исследовательская группа, в которой трудились и трудятся авторитетные латвийские ученые, такие как член-корреспондент Латвийской академии наук, бывший директор Института экономики, доктор экономических наук Янис Яновс (он скончался в конце прошлого года, но до самой своей смерти он активно работал над исследованием), бывший проректор Латвийского университета Янис Эрикс Ниедритис, бывший директор Налогового департамента министерства финансов Артурс Кодолиньш, экономист Эгилс Фортиньш, специалист по системологии Роман Витковскис, другие эксперты и ученые.