Posted 9 апреля 2013,, 12:30

Published 9 апреля 2013,, 12:30

Modified 31 марта, 19:48

Updated 31 марта, 19:48

Кто выиграет в гонке инвестиций?

9 апреля 2013, 12:30
И Россия, и Китай активно скупают доли в зарубежных компаниях. Но пока российские инвесторы стремятся к быстрому обогащению, китайцы терпеливо ждут — ведь им нужна не сиюминутная прибыль, а мировое лидерство во всех отраслях экономики.

Отток капитала из России продолжается, и кипрский финансовый кризис не останавливает, а лишь усугубляет этот процесс. Российские бизнесмены по-прежнему не желают хранить деньги на родине - они открывают банковские вклады за рубежом и покупают крупные активы по всему миру.

По данным Минэкономиразвития, в феврале чистый отток капитала из РФ составил около $6 млрд (по сравнению с $8-10 млрд месяцем ранее). Объем российских инвестиций, накопленных за рубежом, в начале этого года достиг более $118 млрд. По мнению эксперта института «Центр развития» НИИ ВШЭ Сергея Пухова, это всего лишь верхушка айсберга. Данные платежного баланса говорят о том, что за последние 20 лет реальный сектор вывел из страны более $1 трлн.

Не секрет, что российские компании основном выводят деньги через офшоры - в Швейцарии, Люксембурге и на Британских Виргинских островах сосредоточено почти 65% накопленных инвестиций из России; на злополучном Кипре, по данным «Центра развития», - 25%, или $30 млрд. Как заявил недавно заместитель министра экономического развития РФ Андрей Клепач, по итогам 2013 года из страны может убежать более $10 млрд.

По данным министра экономического развития Андрея Белоусова, большая часть оттока капитала - это прямые инвестиции российских компаний за рубежом. "Мы приветствуем такой отток, поскольку сегодня закрепиться на мировых рынках без инвестиций практически невозможно. Нужно инвестировать, нужно создавать компании, нужно создавать активы, тогда можно претендовать на ту или иную долю рынка. Иначе работать практически невозможно", - заявил Белоусов.

Прошлый год на рынке слияний и поглощений (M&A) оказался не очень удачным для россиян: объем сделок снизился на 30%. Как считает заместитель генерального директора ИА «Крединформ» Ирина Ерохова, причинами стали финансовая нестабильность на глобальном рынке и политическая неопределенность в России.

Тем не менее, российские компании позволили себе довольно большие траты.

Самой дорогой сделкой 2012 года стала покупка Сбербанком турецкого банка Denizbank AS. Сумма транзакции составила $3,8 млрд. Кроме того, Сбербанк договорился с австрийской банковской группой Oesterreichische Volksbanken о покупке ее восточноевропейского подразделения — Volksbank International (VBI) за $678,8 млн.

Крупную сделку с зарубежными активами в прошлом году провел и «Газпром». Компания подписала договор на $1,5 млрд с лидером мировой химической отрасли, немецким концерном BASF, о покупке нескольких компаний в Германии. Особенность соглашения в том, что российский газовый концерн не заплатил партнерам ни копейки, предоставив им взамен право на освоение Уренгойского газового месторождения.

Кстати, BASF недавно заключил еще одну крупную сделку с россиянами - «Еврохим» купил у германской компании завод по производству аммиачной селитры в Антверпене за $1,1 млрд. Это была единственная транзакция с промышленными предприятиями за весь 2012 год.

Другие инвестиции российских компаний затронули транспортный, нефтеперерабатывающий и телекоммуникационный сектор. Так, ОАО «РЖД» купило у PSA Peugeot Citroen активы компании GEFCO S.A за $1 млрд. Группа Gunvor, экспортирующая около 20% российской нефти, за $500 млн купила НПЗ Petroplus в Бельгии. Наконец, «ВТБ Капитал» и болгарский Corporate Commercial Bank (CCB) договорились о покупке болгарского оператора BTC, работающего под брендом Vivacom, за $459 млн.

Большинство крупных сделок проводилось в европейских странах и Турции. «Это объясняется влиянием финансового кризиса в еврозоне. А вложение денег в подешевевшие активы чаще всего приносит весомую отдачу», - поясняет Ирина Ерохова.

Текущий год может стать для российских инвесторов более удачным, чем предыдущий. Уже завершилась сделка по покупке "Роснефтью" 100% акций ТНК-ВР за $59,1 млрд. Кроме того, ожидается, что российский НПФ "Благосостояние" вскоре купит 100% акций ЗАО СК "Авива", британского страховщика Aviva PLC.

Несмотря на кажущуюся активность компаний за рубежом, структура российских инвестиций остается консервативной. Крупнейшие сделки проходят в топливно-энергетической и банковской сферах, которые наиболее близки отечественным инвесторам. Нежелание выстраивать долгосрочную стратегию и стремление вкладывать деньги только в проверенные активы с гарантированной доходностью, по мнению экономистов, являются главными ошибками российских бизнесменов. В этом плане им следовало бы поучиться «восточной мудрости» у китайских «коллег».

Отличительная черта инвесторов из КНР – это присутствие на «неблагоприятных», неразвитых рынках, где пока еще мало западных игроков. Кроме того, последние годы Китай активно инвестирует в горнодобывающую промышленность в Африке, Австралии и Латинской Америке.

«Китайский подход к осуществлению инвестиций в наименее развитые страны заметно отличается от западного», - поясняет аналитик ИХ «Финам» Антон Сороко. В основе китайского метода - невмешательство во внутриполитические процессы, гибкие схемы выдачи кредитов и реализация комплексных инфраструктурных проектов. Объем российских инвестиций на западных рынках намного скромнее, чем китайских – в Азии.

Восточная инвестиционная стратегия КНР, помимо всего прочего, гарантирует безопасность на время европейского финансового кризиса. Как считает Антон Сороко, кризис на Кипре может оказать давление на структуру российских инвестиций, а КНР этого влияния практически не почувствует. Более того, есть мнение, что проблемы в кипрской экономике даже сыграют Китаю на руку. «Финансовые трудности Кипра оказали влияние на отток капитала из российских фондов и, напротив, способствовали их притоку в экономику Китая», - считает, в частности, Ирина Ерохова.

Важно и то, что китайские компании в первую очередь заинтересованы во вложении денег в новые методы промпроизводства, технологии и объекты интеллектуальной собственности. Эти инвестиции редко приносят сиюминутную отдачу, но стратегически более выгодны.

«Мы видим, как, преодолевая внеэкономические препятствия, идет процесс освоения китайцами передовых технологий развитых стран. Если бы не препоны официальных властей США, то и там бы структуры Поднебесной стремительно росли», - говорит главный экономист "ITinvest - Проспект" Сергей Егишянц. - Россия же, если и инвестирует в иностранные производства, то лишь в высокорентабельные (например, в добычу алмазов в Африке).

Стремление китайцев заполучить новые технологии доходит до фанатизма. На рынке появляются слухи о том, что китайские власти под разными предлогами предлагают высокотехнологичным западным компаниям перенести свои научно-исследовательские центры на территорию КНР.

Российские инвесторы, напротив, выводят деньги за рубеж лишь для того, чтобы их приумножить. И пока нефтегазовые доходы не обязывают россиян думать о далеком будущем, китайцы занимают все более прочные позиции в передовых отраслях экономики.

Мария Коваценко