Posted 6 июня 2013,, 15:20

Published 6 июня 2013,, 15:20

Modified 31 марта, 18:48

Updated 31 марта, 18:48

У россиян отнимут все, что дали

6 июня 2013, 15:20
Российская экономика приблизилась к опасной черте, когда стагнация может перерасти в рецессию. В случае дальнейшего ухудшения ситуации власти будут вынуждены пойти на сокращение социальных расходов.

Национальное рейтинговое агентство сегодня выпустило обзор с весьма символичным названием «Стагнация на грани рецессии», в котором ситуация, складывающаяся в реальном секторе российской экономики, названа крайне тревожной. «Если еще три месяца назад мы сокрушались о приземлении на траекторию темпов роста 3-4% годовых, то по итогам первого квартала получили всего 1,6% прироста ВВП. Промышленное производство в целом по итогам первых четырех месяцев показало нулевой рост, рост инвестиций приостановился. Похоже, мы имеем дело не с конъюнктурной паузой, а находимся в преддверии серьезных неприятностей в экономике», - говорится в исследовании.

Вопреки ожиданиям, кризис 2008-2009 годов для России так и не стал «оздоровительным». Он не привел к смене модели экономического развития, а фундаментальные дисбалансы, олигополистическая структура ряда ключевых рынков, рентоориентированная мотивация большинства крупных и крупно-средних хозяйственных игроков воспроизвелась в последние два года по мере преодоления последствий кризиса, отмечают эксперты НРА. Одновременно перестал действовать ряд докризисных позитивных факторов - например, нетто-приток частного капитала из-за рубежа.

Кроме того, средняя реальная зарплата стала сильно отставать от динамики производительности труда, подрывая конкурентоспособность национального хозяйства. «Социальные мандаты придется «уценить», приведя их в соответствие с реальными возможностями бюджетной и пенсионной систем, а также приоритетами инвестиционного роста», - отмечается в исследовании.

«Основными программами были индексация пенсий и зарплат госслужажим. И если в ближайший год случится замедление экономики, люди могут перестать получать ежегодные индексации всяких бюджетных зарплат», - пояснил «Росбалту» старший аналитик НРА Максим Васин.

Он напомнил, что 60% доходов казны связаны с нефтяными доходами. Однако цены на сырье сейчас находятся ниже уровня, когда бюджет мог быть сверстан с профицитом. Резервные фонды уже практически перестали пополняться. Сейчас они эквивалентны примерно 8% ВВП или немногим меньше полугода расходов федерального бюджета - на новый масштабный кризис может и не хватить. Если с нынешнего уровня цены на нефть снизятся до $90 за баррель, это приведет к снижению доходов бюджета примерно на 6%. Если же цены упадут до $75-80, то придется сокращать даже основные расходы на перевооружение армии и развитие инфраструктуры, уверен Васин.

«Росбалт» опросил экспертов на предмет того, какие социальные расходы придется сокращать, если экономика России все-таки скатится в кризис. По мнению партнера FCG Владимира Лупенко, в первую очередь это будут программы обеспечения жильем различных категорий граждан. Кроме того, могут быть урезаны выплаты «материнского капитала»: по текущему законодательству программа действует до конца 2016 года, но гарантий того, что она будет продлена, нет. Президент ОАО «РБС» Тимофей Шолтес уверен, что в случае кризиса правительство может пойти на досрочное прекращение действия этой программы.

«Будут сокращаться как программы по развитию социальной инфраструктуры, например «Чистая вода», «Культура России», так и программы, нацеленные на новое поколение, например развития физической культуры и спорта. Вряд ли программы будут свернуты полностью, так как правительство не раз говорило о социальной направленности бюджета и необходимости решения социальных проблем. Но сроки реализации могут быть увеличены, условия - ужесточены», - подчеркнул Лупенко.

Аналитик FIBO Group Анатолий Воронин, в свою очередь, отметил, что социальные программы, которые нависают дамокловым мечом над бюджетом, будут сокращать понемногу, чтобы не шокировать население. Эксперт обратил внимание, что процесс уже идет - время от времени и небольшими шажками, причем подается это как «повышение эффективности бюджетной политики».

По мнению Воронина, возможное сокращение расходов пойдет по следующим направлениям. Во-первых, будет уменьшено число бюджетных мест в высшем образовании, а также в целом число вузов и других образовательных учреждений. Попытки оптимизации, отметил он, предпринимаются и сейчас - без особого успеха в плане экономии, но с ущербом для качества учебного процесса. При необходимости сокращения могут достичь 30% ежегодно, в течение 3-5 лет. Дальше наступят необратимые процессы деградации образования, и понадобятся намного большие средства для его воссоздания. Во-вторых, вероятно сокращение поддержки пригородных перевозок и муниципального транспорта. «Возможны попытки передачи полностью в частные руки, при этом на первом этапе будут контролироваться цены, на втором - нет. Поддержка может сократиться почти до нуля. При эволюционном, постепенном сокращении поддержки возможен запуск рыночных механизмов без роста цен, а при скачкообразном отказе от поддержки – резкое сокращение качества и рост цен», - сообщил он.

Кроме того, по оценке эксперта, может последовать явное и неявное сокращение пенсий, ужесточение правил их получения, урезание льгот. Возможно, что поддержка пенсионного фонда будет обнулена, будут «оптимизированы» и взносы в него из бюджета. Также вероятно сокращение поддержки жилищного строительства, ипотеки, программ для молодых семей, отказ в неявном виде от поддержки программ рождаемости и т.п.

Наконец, пятым направлением, по его мнению, может стать урезание зарплат бюджетникам. «Точнее, будет фиксация расходов и снижение численности бюджетников, что частично происходит сейчас. Но в условиях экономии бюджета это может приобрести значительные масштабы. Сокращение может быть чисто нормативным – целевым. Цифры будут просто срезаться, и уже после внизу сами буду решать, кого оставить и на каких условиях», - считает он.

В свою очередь Тимофей Шолтес отметил, что возможно сокращение программ поддержки малого бизнеса - это освободит в бюджете средства и оставит наименее защищенный сегмент без опоры. «В целом, политика власти в отношении малого бизнеса и без того достаточно жесткая и грубая, поэтому большего ужесточения почти никто не заметит - кроме, разумеется, самого бизнеса», - прогнозирует он.

Среди возможных направлений Шолтес также назвал отмену льгот для инвалидов 2 и 3 групп, увеличение пенсионного возраста, отмену дотирования детских садов и школ.

Владислав Кузьмичев