Posted 9 июля 2013,, 20:05

Published 9 июля 2013,, 20:05

Modified 31 марта, 18:18

Updated 31 марта, 18:18

Инвестиционное домино

9 июля 2013, 20:05
Андрей Сивриди
Осознав близкий крах сырьевой модели экономики, российские власти начали судорожно озираться в поисках инвестиций. И даже пытаются подавать дружелюбные сигналы бизнесу. Но инвесторы пока осторожничают — слишком уж вероятны неприятные сюрпризы.

Россия обладает всеми возможностями для динамичного экономического роста, но использует их неэффективно. Негативные внешние факторы, разумеется, вносят свою лепту. Но главная проблема в том, что мы так и не научились реализовывать свой потенциал.

Президент РФ Владимир Путин с завидной периодичностью повторяет тезис о том, что первоочередной задачей является создание в России условий для устойчивого экономического развития за счет повышения производительности труда, увеличения инвестиций и внедрения инноваций.

Эта тема в последнее время актуальна как никогда, и причина банальна – резкое замедление темпов роста экономики. Ситуация, конечно, не критичная, но вот характерная деталь: не успели высохнуть чернила на указе о назначении нового главы Минэкономразвития, а он уже изложил президенту свой «план спасения». И акцент как раз планируется делать на инвестициях, которые, по словам Алексея Улюкаева, сейчас «решают дело». А все потому, что остальные драйверы предательски «забуксовали»: цены на нефть уже не вдохновляют, потребительский спрос недостаточен, предпринимательская активность слаба. Сама же экономика находится в полуобморочном состоянии и рискует впасть в стагфляцию.

Капитал, несмотря на все внешние неурядицы и внутренние каверзы, все же идет в страну: открываются новые производства, запускаются инфраструктурные проекты, расширяется сотрудничество зарубежных компаний в российских регионах. Инвестиции в основной капитал в РФ за 2012 год увеличились на 6,7% - до 12,3 трлн руб. По итогам I квартала нынешнего года приток иностранных инвестиций в экономику вырос на 65% и достиг $60,4 млрд. Но это масштабы, не сопоставимые с потенциалом.

Впрочем, вряд ли власти могут сейчас рассчитывать на инвестиционный бум. Ведь в обстановке глобальной нестабильности компании вдвойне осторожны в своих инвестпланах. В России, конечно, можно делать «большие деньги», но это не всегда комфортно и безопасно. Бизнес не будет чувствовать себя уверенно в неблагоприятной среде.

Чиновники это понимают и даже подают дружелюбные сигналы. Например, амнистию для предпринимателей объявили. Вот только принесет ли это реальную экономическую пользу? Видимо, подспудно власти предполагали, что такой акт милосердия будет способствовать переменам в деловом климате, а вышедшие на свободу начнут создавать производства и рабочие места. Но вряд ли можно ожидать этого от людей, отмотавших срок из-за несовершенства законов и потому озлобленных на государство. В конце концов, задача ведь не столько в том, чтобы освобождать, а в том, чтобы не сажать почем зря, не кошмарить бизнес (особенно малый и средний). А то прижали его неподъемными налогами и безудержными тарифами, нагрузили административными издержками — и еще удивляются, почему капиталы не инвестируются внутри страны, а утекают за границу в офшорные гавани. Кстати, на последний вызов власти тоже ответили своеобразно - провозгласили курс на деофшоризацию экономики. С оттоком капитала, тем более незаконным, бороться надо, но не лучше ли создать условия, чтобы деньгам было просто невыгодно сбегать из России?

Очевидно, что одноразовыми акциями инвестклимат не улучшить. Нужны не просто «дорожные карты», а национальная инвестиционная программа, которая бы внесла существенные коррективы в экономическую политику и обозначила вектор для капиталовложений - не только внешних, но прежде всего внутренних.

Власти должны реформировать судебную систему, чтобы деловые споры решались по справедливости, а не по «праву сильного». Для бизнеса важна прозрачная и понятная правовая среда, в которой он чувствовал бы себя защищенным, а законы неукоснительно соблюдались всеми участниками экономических процессов. Кроме того, следует добиться снижения в России уровня инфляции и кредитных ставок. Помимо этого, надо снижать коррупционное давление и пресекать рейдерские поползновения; также снимать административные барьеры, в том числе в лицензировании и согласованиях, пресекать чиновничий произвол и сокращать сроки получения разрешительной документации. Причем не за несколько лет, как недавно «обнадежил» глава Минрегиона, а немедленно (что мешает сделать это сразу?). Можно также не скупиться на налоговые льготы и преференции для инвестпроектов, особенно в депрессивных регионах.

Это не уникальные рецепты, но раньше ими либо пренебрегали, либо вообще действовали с точностью до наоборот. В «тучные» годы прошлого десятилетия российские власти делали ставку на дорогую нефть и могли позволить себе досужие разговоры о проблемах инвестклимата. Сейчас же, когда, что называется, приперло, - зашевелились. Поняли, что на сырьевой экономике – как на хромой кобыле: либо сильно отстанешь, либо вовсе не доедешь. Вот и «вспомнили» об инвестиционных стимуляторах. Взять хотя бы механизм государственно-частного партнерства: вроде бы запускался давно, но как-то вяло, и результатов особо не было видно. А теперь снова ухватились за эту идею.

В ситуации глобальной нервозности и экономической неустойчивости государство должно задавать тон - не ждать, а демонстрировать желание тратить деньги и выступать соинвестором (задействуя Фонд национального благосостояния или другие источники). А там, глядишь, и частный бизнес будет подтягиваться. Ведь лучшая агитация – это собственный пример. Государство выкладывает капитал под проект, а бизнес отвечает софинансированием. К тому же, если бизнес почувствует, что государство готово нести риски, может сработать положительный «эффект домино» – инвестпроекты будут следовать один за другим. А они требуются во многих сферах – в инфраструктуре, транспорте, инновациях, высоких технологиях, реальном секторе.

Главное, чтобы власти не блокировали эти порывы, создавая ситуацию «рыбы», которая вынудит предпринимателей прекратить «игру». Ведь инвестиционные решения не принимаются в информационном вакууме. Бизнес тщательно взвешивает все за и против - любой негатив, исходящий от властей, будет отпугивать потенциальных инвесторов. На их планы влияют не только социально-экономические условия, но и политическая атмосфера внутри страны, ее репутация на международной арене. А в случае с Россией вопрос сейчас поставлен предельно жестко: нет масштабных инвестиций - нет развития.

Следовательно, надо в корне менять правила игры и философию взаимодействия государства с бизнесом. В конце концов, инвесторы не выпрашивают карт-бланш, им нужны гарантии защиты капиталовложений и благоприятная деловая среда. Если власти не обеспечат ее, Россия так и будет плестись в хвосте экономических рейтингов. Страна заинтересована в инвестициях, но нельзя затягивать с «работой над ошибками». Ведь как любит повторять мой одесский дядюшка: «Ой, я вас умоляю, инвестировать в России выгодно - только не всегда, не везде и не для всех».

Андрей Сивриди