Posted 9 августа 2013,, 10:53

Published 9 августа 2013,, 10:53

Modified 31 марта, 17:50

Updated 31 марта, 17:50

Неоднозначное удовольствие

9 августа 2013, 10:53
Андрей Сивриди
Туризм в России - испытание не для слабонервных. Конечно, в заграничных отелях тоже порой приходится насекомых по углам гонять. Вот только некогда нам разбираться с чужими тараканами - своих истреблять надо.

Любая страна способна хоть чем-то удивить туристов. И Россия в этом плане - не исключение. Правда, реализовать туристический потенциал в полной мере у нас пока не получается.

Летом прошлого года я добирался из Петербурга в Челябинск на поезде. Красота - неописуемая. Но этот комплимент относится исключительно к природе. В остальном же царила какая-то беспросветная неустроенность, вызывавшая либо грустную усмешку, либо и вовсе откровенное раздражение. А недавно летал на Крит — и, что называется, «почувствовал разницу».

Между тем, в России есть масса мест, на которые стоит взглянуть хотя бы раз в жизни. Да и не может быть иначе в крупнейшей по территории стране мира с ее разнообразными природно-климатическими зонами, с ее многовековой культурой и историей. Вот только показывать это великолепие надо правильно - в самом широком смысле слова.

В конце концов, туризм подчиняется тем же законам спроса и предложения. Понятно, что Красная площадь в Москве, белые ночи в Петербурге, «Золотое кольцо», Камчатка, Байкал, Волга, Уральские горы, курорты Краснодарского края не «устареют». Но предложение по туристическим брендам должно поддерживаться - иначе упадет спрос. В конкурентной среде за любого клиента приходится бороться, особенно за отечественного. Ведь нынешний российский турист весьма искушен, и если что-то не понравится - проголосует рублем против некачественного отдыха.

Пока статистика рапортует о росте внутреннего турпотока. По итогам 2012 года отпуск и новогодние каникулы на родине провели около 33 млн россиян. Вдвое меньшее число сограждан предпочли отдохнуть за границей, однако оставили они там десятки миллиардов долларов. Рассуждения о патриотизме в данном случае глупы — важно, что государство теряет деньги.

Контрмеры очевидны: обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного развития внутреннего туризма в РФ.

Прежде всего, необходимо улучшать отраслевую инфраструктуру. Вечно «выезжать» на советском наследии не удастся - нужно либо реконструировать, либо вводить новые комфортабельные гостиницы, санатории и турбазы. Россия предлагает самые разнообразные виды туристического отдыха. Кто-то облюбовал черноморские пляжи, кому-то нравится сплавляться по рекам и покорять горные вершины, кто-то наслаждается речными круизами, кого-то завораживают памятники обеих российских столиц или вдохновляют красоты малых городов. При этом для всех нужно создать не только экскурсионно-развлекательные, но и бытовые условия. А с этим — большие проблемы. Например, очень мало недорогих, но приличных отелей. Можно, разумеется, весь отпуск созерцать пейзажи и проживать в «лачуге», однако хочется все-таки ощутить современный комфорт. Это ведь раньше рядовой советский гражданин смиренно принимал то, чем радовал профком, а потом чуть ли не с упоением (а подчас с плохо скрываемой завистью) слушал рассказы тех, кому посчастливилось загорать на пляжах Албены и гулять по улочкам Карловых Вар. Теперь же россияне, познавшие прелести зарубежной туриндустрии, стали более требовательными. Их «дымом отечества» уже не приманишь - скорее отпугнешь.

Не менее важно оптимизировать транспортную сеть - до многих мест, потенциально привлекательных с точки зрения массового туризма, люди вынуждены добираться на перекладных. В США, например, насчитывается почти 13 тыс. гражданских аэродромов и аэропортов, а в России - немногим более 300. Да и сам транспорт у нас в стране надо обновлять, чтобы путешествовать было не только удобно, но и безопасно.

Безрадостная картина пока складывается и с качеством сервиса. Что ни отзыв о гостинице или пансионате, то жалобы на плохую работу персонала. На дворе - XXI век, и мы давно рассчитываем на высокие стандарты обслуживания, причем не только в отелях класса «люкс». Понятно, что туристы разные попадаются. Некоторые начинают скандалить из-за отсутствия столетнего виски в мини-баре, полотенец для всех частей тела и королевских креветок на завтрак. Другое дело, что мини-бар в принципе не должен пустовать, полотенца надо регулярно менять, а питание должно быть разнообразным. Да и персонал желательно нанимать квалифицированный.

Отдельная тема - животрепещущая для большинства россиян - стоимость проживания в отелях или турпакета в целом. Нередко оказывается, что отдых на родине влетает в солидную копеечку, при этом выездной туризм, особенно на популярных маршрутах, обходится значительно дешевле. К примеру, за 30 тыс. рублей на турецких и египетских курортах будет «все включено», а в России больше половины этой суммы уйдет только на авиаперелеты (если «повезло» жить далеко от теплого моря). Можно сэкономить, но тогда придется несколько дней (туда-обратно) трястись в железнодорожном вагоне. На собственном авто доберетесь быстрее, но еще не известно, в какие условия «въедете». Не спорю, что кому-то туристические поездки в России не сильно бьют по карману, но мы все равно «национальное» право имеем на более дружелюбные цены. Если государство не будет влиять на ситуацию, наши туристические услуги будут чаще проигрывать в соотношении «цена-качество».

Впрочем, турпродукты надо еще умело «продвигать», чтобы у россиян был широкий выбор, не ограниченный традиционным списком из путеводителей. Активная информационная поддержка, массовое производство разнообразной сувенирной продукции пойдут только на пользу. В конце концов, не одни же «магнитики» и кружки привозить из поездки. Да и чем мы хуже британцев с их ажиотажем по поводу рождения наследного принца? Венценосные особы в России не любят, конечно, о своих отпрысках распространяться, но и у нас «знаковые» события случаются. Взять хотя бы февральское падение метеорита. Пусть это «дар небес», но почему бы на нем не заработать? В России пока такое широко не практикуется, но разного рода мегапроекты (спортивной и прочей тематики) запускаются. Пусть это и разовые акции, но весьма масштабные: они ведь тоже привлекают деньги туристов и крупные капиталы, рекламируя регионы, создавая рабочие места и пополняя казну.

В общем, властям есть над чем поломать голову, чтобы повысить интерес простых россиян и бизнеса к внутреннему туризму. Сейчас доля туристического сектора в ВВП страны превышает 6% (с учетом смежных отраслей), но это явно не предел. У государства есть целый набор возможностей для поощрения капиталовложений и развития этой сферы: субсидии и льготные кредиты для инвесторов; сокращение сроков получения земель под строительство гостиниц; снижение тарифов; налоговые каникулы и другие стимулы для занятого в сфере туризма малого и среднего бизнеса; помощь в создании системы подготовки персонала и модернизации инфраструктуры. Можно и другие «фишки» придумать, вроде отпускных ваучеров.

Однако все в конце концов упирается в предпочтения россиян. Некоторые соотечественники категорически не желают отдыхать на родине - «где угодно, только не в России». Встречаются и те, кто пренебрежительно относятся к туризму за границей - «чего мы там не видели?». Кто-то просто любит качественный отдых — и делает выбор по принципу «жизнь коротка, а других стран предостаточно». При этом многие россияне вообще ни о каком туризме не помышляют - «наскрести бы на дорогу до дачи». Поэтому, чтобы раскручивать туристический бренд «Россия», необходимо прежде всего улучшать социально-экономическую ситуацию в стране. Тогда и уровень жизни сограждан повысится, и бизнес охотнее будет вкладываться в развитие внутреннего туризма, и статистика по нему будет радовать чаще.

Все это чиновникам Минкультуры, в ведении которых находится Ростуризм, следует учитывать в целевый программах развития отрасли. Хотя и тогда успех не гарантирован — с учетом того, сколько у нас благих, казалось бы, проектов провалилось. Конечно, у любой страны наберется немало проблем в туристическом секторе. В заграничных отелях тоже порой приходится всяких насекомых по углам гонять. Вот только некогда нам разбираться с чужими тараканами - своих истреблять надо. Ведь как любит повторять мой одесский дядюшка: «Ой, я вас умоляю, не загрязняйте вашими неудобствами мои впечатления».

Андрей Сивриди