Posted 23 августа 2013,, 14:57

Published 23 августа 2013,, 14:57

Modified 31 марта, 17:38

Updated 31 марта, 17:38

Поняли через год

23 августа 2013, 14:57
Вступление в ВТО уже внесло определенный вклад в снижение темпов роста российского ВВП. Больше всего пострадали легкая промышленность и агропромышленный комплекс. Главная проблема - в отсутствии специалистов, которые научат страну жить по новым правилам.

Год назад Россия завершила 18-летний марафон по присоединению ко Всемирной торговой организации - 22 августа 2012-го вступил в силу протокол о присоединении России к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО. Этот важный шаг наша страна сделала фактически с закрытыми глазами: многие бизнесмены и чиновники до сих пор имеют весьма смутные представления о том, какие выгоды или невзгоды принесет новый статус.

Как бы то ни было, за первый год Армагеддона в России не случилось, хотя многие эксперты предрекали довольно мрачное будущее для нашей экономики. Потери оценивались в несколько миллиардов долларов, а некоторые аналитики и вовсе говорили о грядущем крахе. Впрочем, определенный вклад в снижение темпов роста ВВП России вступление в ВТО все-таки внесло, полагает заместитель директора аналитического департамента компании «Альпари» Дарья Желаннова.

Главными пострадавшими отраслями аналитик «Инвесткафе» Тимур Нигматуллин называет легкую промышленность и агропромышленный комплекс. По его данным, за январь-июнь 2013 года импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) в Россию возрос почти на 4% в годовом исчислении и составил $17,6 млрд, импорт текстиля /текстильных изделий и обуви увеличился почти на 11% - до $7,3 млрд. «Российские производители постепенно теряют свою долю рынка. В целом, вступление в ВТО негативно отразилось на этих отраслях, и подобный эффект сохранится в краткосрочной и среднесрочной перспективе», - сообщил аналитик «Росбалту».

Более сдержанно оценивает ситуацию представитель Международного института госуправления МИГСУ РАНХиГС Роман Андреещев. «Мы не видим больших минусов, но и плюсов пока не очень заметно. Должен пройти несколько больший промежуток времени. Опасения насчет ухудшения ситуации остаются, о чем свидетельствуют статистические данные и выступления представителей сельского хозяйства, легкой промышленности и металлургии. Проблемы, с которыми мы вступали в ВТО, никуда не делись, и они еще дадут о себе знать», - прогнозирует он. Главной проблемой, по оценке эксперта, является отсутствие готовности всех отраслей промышленности к работе в новых условиях и отсутствие специалистов, которые бы могли провести российские компании по узкому фарватеру правил ВТО.

Министр торговли Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев уверен, что влияние вступления в ВТО было незаметным из-за ослабления рубля и нестабильности глобальной экономики. «В прошлом году, когда мы снизили уровень тарифа с 9,3 до 7,8%, за весну-лето 2012 года ослабление рубля составило около 10%. В этом году мы видим те же соотношения. И колебания тарифной защиты у нас с лихвой перекрываются колебаниями курса рубля, не говоря о других явлениях», - приводит его слова ИТАР-ТАСС. По оценке Слепнева, сейчас российские предприятия стоят перед двойным вызовом: глобальной нестабильностью и ростом конкуренции со стороны иностранных производителей, которые ищут возможности расширить свой сбыт за счет присоединения России к ВТО.

В рамках Таможенного союза, впрочем, уже зреет понимание того, что вступление в ВТО отнюдь не сулит манну небесную, и некоторые ошибки, допущенные в ходе переговоров, неплохо было бы исправить. Евразийская экономическая комиссия уже поговаривает о возможном техническом пересмотре ряда устаревших договоренностей по обязательствам России в ВТО. Переговорный процесс был длинным, договоренности фиксировались на протяжении многих лет, и сейчас некоторые из них выглядят устаревшими, уверен Слепнев. Например, о пошлинах на высококачественную говядину и сахар договаривались в середине нулевых.

Правда, России это грозит некоторыми репутационными издержками. Многие страны-автопроизводители уже выражали недовольство относительно утилизационного сбора на автомобили. Кроме того, в прошлом году Россия для защиты собственного производства свинины сделала интересный финт — изъяла этот продукт из перечня товаров, по которым предоставляются преференции развивающимся странам.

«Формально Россия получила доступ к использованию механизмов ВТО для собственной защиты. Но ими нужно еще уметь пользоваться. В нашей стране отсутствует нужное количество специалистов с должной квалификацией. Их нет ни в частном секторе, ни в госструктуре», - заявил Андреещев. По его мнению, о подготовке таких профи нужно было позаботиться как минимум лет 5 назад. «Нужно констатировать, что у нас "кадровый голод" в этой сфере. О какой эффективной работе России в ВТО может идти речь? Как мы собираемся открывать рынки других стран для российских товаров?», - недоумевает эксперт.

По его оценке, вступление России в ВТО не принесет значимых перемен для экономики России в ближайшие 2 года — ни в положительную, ни в отрицательную стороны. «Страна будет приспосабливаться к работе в новых условиях, выполнять взятые на себя обязательства по вступлению в ВТО, будет учиться на собственных ошибках и готовить требуемых специалистов. Как представляется, некоторые отрасли промышленности из-за открытости отечественного рынка просядут, будут отсеиваться неэффективные товаропроизводители, в большинстве своем мелкие и средние, о развитии которых у нас так "пекутся"», - отметил эксперт.

Владислав Кузьмичев