Posted 22 октября 2013,, 14:42

Published 22 октября 2013,, 14:42

Modified 31 марта, 16:42

Updated 31 марта, 16:42

Новый год без красной рыбы

22 октября 2013, 14:42
Россия может закрыть свой рынок для рыбной продукции из Норвегии, поскольку эта страна игнорирует требования Россельхознадзора. Однако пострадают из-за этого, в том числе, российские переработчики и потребители.

Россельхознадзор заявил, что рассматривает вопрос о введении временных ограничений на ввоз отдельных видов норвежской рыбной продукции. Также ведомство намерено обратиться в Евразийскую экономическую комиссию для выработки комплекса мер по обеспечению безопасности норвежской рыбной продукции, ввозимой на территорию Таможенного союза. В результате новогодний стол россиян может оказаться беднее, чем обычно. Особенно трудно придется тем, кто любит полакомиться слабосоленой красной рыбкой, стейками из лосося или салатом «мимоза».

Норвежская семга — основа рынка охлажденной рыбы в России. Когда именно может быть введен запрет, Россельхознадзор не указывает. Опрошенные «Росбалтом» эксперты напомнили о готовящемся в ноябре визите в Норвегию российских инспекторов. По результатам таких визитов обычно и принимаются решения для стран-импортеров.

Глава Россельхознадзора Сергей Данкверт выразил министру рыболовства и береговой службы Норвегии Лисбет Берг-Хансен сожаление, что норвежские власти не принимают эффективных мер по устранению нарушений ветеринарно-санитарных требований ТС и России при отгрузке продукции для нашей страны. «В нарушение требований международного законодательства (Санитарный кодекс водных животных Всемирной организации здравоохранения животных, МЭБ) ветеринарные специалисты Норвегии осуществляют сертификацию продукции без осмотра груза. Безопасность норвежской рыбной продукции оставляет желать лучшего», - говорится в официальном сообщении российского ведомства. Территориальными управлениями Россельхознадзора в период с 1 января по конец сентября текущего года в связи с нарушениями приостановлено движение 109 партий, режим усиленного контроля был введен в отношении продукции 24 норвежских предприятий, ввоз с двух был ограничен.

Кстати, проблемы обнаруживают и сами норвежцы. При обследовании трех ферм по разведению лосося в искусственных условиях выделены 15 различных типов бактерии листерий, 9 из которых были выявлены у людей, заболевших листериозом. В отличие от российского, норвежское законодательство не требует анализа рыбной продукции на наличие листерий. В США от листериоза ежегодно гибнет больше людей, чем от сальмонеллеза и ботулизма. Детям, беременным женщинам и пожилым людям там рекомендуется избегать копченого лосося, мягких сыров и сырого молока из-за риска заражения листериозом. Сегодня появилась информация и о том, что в одном из озер Норвегии зарегистрирована вспышка чумы раков, которая представляет опасность для человека.

Впрочем, потомки викингов довольно своеобразно реагируют на претензии русских. Они прекрасно понимают, что возможности у российских фитосанитарных властей ограничены, поскольку заменить норвежскую рыбу россиянам нечем. Ежегодно Россия потребляет около 200 тыс. тонн норвежского охлажденного лосося, а сама производит лишь 20 тыс. тонн. «Мы такой объем не закроем. В России на этом рынке работают всего 2-3 компании. Они крупные, но не готовы оперативно заменить норвежскую продукцию при всем желании», - сообщил и.о. президента Ассоциации производственных и торговых предприятий рыбного рынка Виталий Корнев.

Ранее норвежцы заявляли, что не собираются выполнять фитосанитарные требования РФ, и российская реакция на это была довольно слабой. «Они решили, что это нормально, можно по-прежнему работать с нарушением норм Таможенного союза», - заявил эксперт.

При этом норвежцы проводят в отношении россиян довольно жесткую ценовую политику и диктуют цены, которые зачастую не мотивированы. «Их рост для нас один, для Европы — другой. Мы видим признаки картельного сговора, но не можем никак на это ответить, потому что предупреждены российской Федеральной антимонопольной службой, что какие-то действия с нашей стороны могут расцениваться как возможное нарушение законодательства», - отметил Корнев. В такой ситуации, по его словам, российские импортеры просто не могут объявить бойкот норвежской рыбе и дать понять, что недовольны поведением скандинавов.

Тем не менее, эксперт уверен, что закрывать рынок для Норвегии нельзя, поскольку это не только оставит новогодние столы без рыбы, но и обрушит российскую рыбоперерабатывающую промышленность. Заменить импортом из других стран норвежскую рыбу тоже не получится. Крупными поставщиками лосося на мировой рынок являются Чили и Шотландия. Однако в России их товар будет существенно дороже норвежского в силу более высоких затрат на логистику. «В случае запрета новый год мы рискуем встретить без рыбных деликатесов из лосося», - предостерег эксперт.

С ним согласен и аналитик «Инвесткафе» Даниил Маркелов. «Запрет на ввоз норвежской рыбы будет серьезным ударом по российскому рынку, так как ее доля составляет 10%», - подчеркнул он. По данным аналитика, в 2012 году Норвегия завезла на российский рынок 300 тыс. тонн рыбы (помимо лосося, это сельдь, скумбрия, мойва и др.). «Лишение отечественного рынка такого объема рыбы потребует некоторого времени, чтобы восстановить сокращение объемов предложения. Значительное повышение цен в случае запрета весьма вероятно», - заявил он, напомнив о планах правительства сделать со временем рыбу дешевле мяса. Видимо, реализацию этой идеи придется как минимум отложить на неопределенный срок.

Владислав Кузьмичев