Posted 7 января 2014,, 08:00

Published 7 января 2014,, 08:00

Modified 30 января, 19:55

Updated 30 января, 19:55

«Россия приступает к реализации своих интересов в ВТО»

7 января 2014, 08:00
Минувший 2013-й стал первым годом полноправного участия РФ во Всемирной торговой организации. О том, как это отразилось на внешней торговле страны, рассказал замглавы МЭР Алексей Лихачев.

Минувший 2013-й стал первым годом полноправного участия России во Всемирной торговой организации. О том, как этот факт отразился на внешней торговле страны и ее экономической политике, «Росбалту» рассказал заместитель министра экономического развития РФ Алексей Лихачев.

- Алексей Евгеньевич, накануне вступления России в ВТО было много мрачных прогнозов относительно последствий этого шага. Каковы на самом деле итоги первого года участия России в ВТО?

- Главный результат первого года - это всегда наличие или отсутствие негативных последствий. Мы считаем, что никаких заметных, достойных отдельного обсуждения негативных последствий в первом году не выявлено. Россия имплементирует свои обязательства, серьезно меняет некоторые формы поддержки, связанные с нашими обязательствами, взятыми перед вступлением в ВТО. Учимся жить в условиях членства в ВТО. Каких-то новых, неожиданных для нас рисков мы не идентифицировали.

В этом году у нас начинает реализовываться второе важное направление - реализация наших интересов, к чему сразу было сложно приступить. Мы подали официальный запрос об энергокорректировках с Евросоюзом, работаем над запросом по теме третьего энергопакета, ведем целый ряд консультаций по расширению доступа наших производителей на рынки тех или иных стран. Это уже совершенно новая для нас реальность, где мы занимаем активную позицию и сейчас будем использовать инструменты ВТО для более активного участия наших компаний на рынках.

- Какие изменения были приняты в рамках адаптации нашей экономики к правилам ВТО?

- В России существует план адаптации в условиях ее участия в ВТО. Он межотраслевой. Его разрабатывает и контролирует специальная рабочая группа, куда входят не только представители Минэкономразвития, заинтересованных ведомств, но еще и депутатский корпус, члены Совета Федерации, предприниматели. В части реализации этого плана уже произведен ряд действий. Продлено действие нулевой ставки на прибыль для сельхозорганизаций, предоставлены льготы по уплате НДС для ряда импортеров сельскохозяйственной продукции, в частности, племенной. Выделены средства на развитие глубокой переработки в сфере мясной промышленности, расширен круг производителей сельхозтехники, имеющих право на (льготное - ред.) техническое перевооружение. Кроме того, выданы дополнительные гарантии автопроизводителям в рамках программ субсидирования их проектов в российском автопроме. Также начали использовать систему госзакупок для стимулирования российских производств и выделили ряд преференций отечественным производителям дорожно-строительной и коммунальной техники, части автомобильной. То есть набор определенных действий произведен. Он не противоречит системе ВТО, поэтому нашими партнерами не оспаривается, но поддержку наши компании получили.

- России пришлось уступить давлению по утилизационному сбору на автомобили?

- Этот сбор никоим образом с ВТО не связан. Это решение Российской Федерации, направленное на создание системы утилизации. Для граждан, для того, чтобы не превращать наши города и села в свалки хлама.

Мы скорректируем эту систему с 1 января 2014 года в части сбора с отечественных производителей и производителей из стран-участниц Таможенного союза. В этом смысле мы будем лишь развивать и уточнять систему утилизационного сбора, не меняя ни настоящие его цели, ни принципы администрирования. Но если раньше внутренние производители не платили ни рубля в бюджет, но давали гарантию, что они впоследствии свой товар утилизируют, то наши коллеги по ВТО сказали, что в их понимании это дискриминация, и мы согласились, приняли закон, президент его подписал, и с 1 января начнем администрировать утильсбор в полном соответствии с правилами ВТО.

- Как в целом развивалась торговля России в 2013 году?

- Впервые с уверенностью можно сказать, что по итогам года внешнеторговый оборот товаров и услуг России превысит 1 трлн долларов. Судя по "достроенным" данным ФТС за 10 месяцев, по итогам 2013 года Россия выйдет примерно на тот же показатель торговли товарами, который был зафиксирован в прошлом году, - 848 млрд долларов. По итогам десяти месяцев падение экспорта составит 0,6%, импорт вырастет на 0,9%. Торговое сальдо осталось положительным, сократившись на 2,5%. При этом выявилась очень интересная тенденция - экспорт сырьевых товаров снижается, а высокотехничных - растет. Так, экспорт машинотехнической продукции вырос более чем на 4%, высокотехнологичной продукции - на 14%, а инновационной - на 4,2%. Одновременно значительно выросла торговля услугами. По данным ЦБ, по итогам первого полугодия рост составил 18%. Мы понимаем, что выйдем на сумму более 200 млрд долларов оборота РФ по торговле услугами по итогам года.

- В первой половине года было зафиксировано довольно значительное снижение объемов торговли России со странами БРИКС. Удалось ли переломить эту тенденцию во второй половине года?

- По итогам 2013 года товарооборот со странами-участницами БРИКС или снижается, или остается на уровне прошлого года. Практически везде растет импорт в Россию и чуть падает наш экспорт. Россия демонстрирует своим коллегам по блоку (Бразилии, Индии, Китаю и ЮАР — ред.), что не возводит барьеров для доступа на ее рынок, благодаря чему, собственно, и растет импорт - и индийский, и китайский, и бразильский.

Наш же экспорт снижается, прежде всего, из-за ценовой конъюнктуры. Но очевидно, что в ходе следующего саммита БРИКС и встречи министров экономики, которая состоится на полях саммита, должны быть рассмотрены и приняты меры по увеличению взаимного товарооборота. То есть это вызов, на который должны наши министры торговли ответить.

- На каком этапе находится проект по разработке программы стратегического развития БРИКС?

- Это будет программа экономического сотрудничества. Мы ее разработали, в начале декабря презентовали в ЮАР, отдельно обсудили с бразильскими партнерами. Бразилия будет председателем БРИКС в следующем году, и мы очень надеемся, что на следующем саммите стратегия будет если не принята, то, по крайней мере, окончательно пройдет стадию согласования.

- Каковы ее основные параметры?

- Она тоже связана с поиском инструментов по активизации торговли, с проектной деятельностью - поддержкой взаимных проектов. Здесь мы в числе приоритетных видим наши дальневосточные проекты. Представители ЮАР, конечно, ориентированы на поднятие своей и соседних экономик, бразильцы больше ориентированы на создание производств у них. В проектной деятельности должна быть взаимная цепочка интересов. Ну и снятие барьеров тоже предполагается. Все страны БРИКС в торговле достаточно активно применяют торговые барьеры. Поэтому мы считаем, что в нашей взаимной торговле эти барьеры должны снижаться.

- Не так давно говорилось о необходимости разворота России в сторону Азии. Что делается в этом направлении?

- Это уже происходит. У нас абсолютно интенсифицировались контакты на азиатском направлении. Это видно и по визитам наших лидеров, и по количеству бизнес-миссий. Более того, мы, например, находимся в активнейшей стадии переговоров о создании зоны свободной торговли с Вьетнамом, причем рассматриваем его не только как торгового партнера, но и как площадку для прихода России в регион.

- О чем-то уже договорились?

- Да. Там есть серьезное продвижение по группе товаров и по услугам. Мы реализуем договоренности по принципу «торговля плюс инвестиции», на территории Вьетнама реализуются уже 15 проектов российских компаний. В частности, на днях подписан контракт на 1,2 млрд долларов на строительство ТЭС во Вьетнаме.

Растет товарооборот с Японией. Буквально на днях мы принимали большую делегацию из Японии. Алексей Улюкаев (министр экономического развития — ред.) принимал министра экономики Японии. С Китаем у России широчайшая повестка. Таких отношений, и по плотности, и по взаимозаинтересованности, как сейчас, у нас с Китаем вообще никогда не было. Помимо крупнейших игроков региона мы ищем свои повестки дня и с менее крупными странами - Камбоджей, Лаосом, Мьянмой и др. У нас во всех аспектах - и с точки зрения расширения поставок наших товаров, и расширения участия российских компаний в инвестиционных проектах - продвижение на азиатском направлении по этому году есть.

- Помимо Вьетнама еще Индия выражала заинтересованность в расширении сотрудничества с Таможенным союзом. Удалось ли продвинуться в этом направлении?

- Она выражала заинтересованность в заключении с Таможенным союзом соглашения о стратегическом сотрудничестве, включающем несколько аспектов: преференциальную торговлю товарами, сближение в сфере торговли услугами, инвестиционное взаимодействие. Мы, Россия, его одобрили и сейчас уже в рамках «тройки» (Таможенного союза с Казахстаном и Белоруссией - ред.) вырабатываем положительное решение. На троих решение о начале переговоров еще не приняли, как с Вьетнамом, но движемся к нему.

Беседовал Владислав Кузьмичев