Бюджету вновь грозит секвестр

Прошло всего 15 дней с начала года, а министры де-факто признают нереалистичность федерального бюджета 2014 года. Подлинные темпы роста экономики и цены на нефть будут ниже запланированного уровня.


Прошло всего 15 дней с начала года, а министры де-факто признают нереалистичность федерального бюджета 2014 года. Подлинные темпы роста экономики и цены на нефть будут ниже запланированного уровня.

Традиционно проходящий в самом начале года Гайдаровский экономический форум собирает экспертное сообщество, где преобладают либералы. Не менее традиционное присутствие на нем видных деятелей российского правительства во многом обусловлено тем, что практически весь экономический блок кабинета министров сформирован именно из представителей этой группы экономистов.

Нынешний форум, уже пятый по счету, проходит на фоне оживления мировой экономики. И в США, и в Европе наметились положительные тенденции, однако ожидавшегося оптимизма этот факт у выступавших чиновников и экспертов на форуме не вызвал. Напротив, выступления открывавших форум министра экономического развития Алексея Улюкаева и главы Минфина Антона Силуанова назвать оптимистичными можно было разве что  с большой натяжкой.

Так, министр финансов сообщил, что зависимость экономики от нефтегазовых доходов по-прежнему остается высокой. По итогам 2013 года ненефтегазовый дефицит федерального бюджета составил 10,2% ВВП вместо запланированных 9,7%, хотя и некоторое сокращение все-таки произошло (с 10,4%). Дефицит федерального бюджета составил 0,5%. Это меньше запланированных 0,8%, что даже позволит пополнить резервные фонды государства примерно на 200 млрд рублей. Однако министр признал, что при такой благоприятной конъюнктуре, которая была в 2013 году, государственная копилка вполне могла пополниться и на триллион рублей. Этому, по его словам, помешал излишний оптимизм при планировании государственных доходов. Из-за того что доходы от приватизации и другие оказались ниже запланированного уровня, компенсировать недобор пришлось за счет все тех же доходов от экспорта энергоресурсов. Неслучайно всегда едкий глава Сбербанка Герман Греф посоветовал в ходе одной из дискуссий поддерживать «этих проклятых нефтяников и газовиков». «Нефтяное проклятье — это, в общем, то, что дает нам кусок хлеба. Не было бы этого нефтяного проклятья, где бы мы были?», - заметил он.

Угроза недополучения доходов федеральным бюджетом останется одним из главных рисков и этого года. В бюджете заложен 3-процентный рост ВВП, а расчетная цена на нефть составляет $101 за баррель. Уже сейчас цены на «черное золото» вплотную опустились к этому уровню, а сам Силуанов видит существенные риски снижения цен на нефть до $80-90 в этом году. Он полагает, что наметившийся рост в США и Евросоюзе будет сопровождаться повышением предложения как в самих США, так и со стороны стран ОПЕК. Правда, вице-президент BP в России Владимир Дребенцов оценил вероятность удешевления нефти до $80 за баррель в этом году не более чем в 5%.

О нереалистичности 3-процентного роста заявил чуть ранее министр экономического развития России Алексей Улюкаев. Отметив, что не ожидает ничего веселого или просто приятного для российской экономики, он предположил, что темпы роста отечественного ВВП не превысят 2,5%. «Мы впервые в противофазе, когда мир будет расти темпами больше 3,5%, а мы в лучшем случае 2,5%. Это 2013-й, 2014-й, 2015-й и, возможно, последующие годы», - сообщил он. В прошлом году был зафиксирован рост инвестиций, близкий к статистической погрешности — 0,2%.

По оценке первого запреда Центробанка Ксении Юдаевой, специфика замедления российской экономики заключается в завершении ценового суперцикла и усилении демографического фактора. Стимулировать снижение процентных ставок ЦБ не будет, а главным приоритетом по-прежнему является сокращение инфляции и инфляционных ожиданий.

Премьер-министр Дмитрий Медведев и вовсе отметил, что нынешние проблемы России являются результатом не прошлых ошибок, а «успешной реализации экономической политики последних 10-12 лет, которая позволила нашей стране совершить рывок вперед, подняться на иную качественную ступень, на которой мы сталкиваемся с совершенно другими по своей природе и масштабу вызовами, по сравнению с теми, которые стояли перед нами еще 10-15 лет назад».

Судя по выступлению премьера, правительство намерено решительно изменить ситуацию на рынке труда. Медведев поставил задачу сделать из России — по его определению, страны дорогого, но часто неэффективного труда — государство высокого КПД, минимизировав социальные и политические риски высвобождения работников. Это путь к тем самым высокопроизводительным 25 млн рабочих мест, которые власти планируют создать еще с декабря 2012 года. Пока, правда, не особо успешно. Премьер вновь повторил тезис о том, что Россия не должна искусственно поддерживать занятость любой ценой.

И раньше эта идея Медведева не встречала особого энтузиазма. Сейчас же власть, похоже, намерена еще больше усилить мобильность населения. «Мы готовы брать на себя и довольно существенную часть затрат, связанных с высвобождением работников, я имею в виду переобучение, оплату переезда к новым местам работы и необходимую адаптацию», - заявил премьер.

По оценке Медведева, России грозит дефицит качественной рабочей силы. Сейчас на пенсию выходит поколение 1950-х, а первые работы получает поколение 1990-х. В этих условиях будет больше не хватать квалифицированных работников, чем рабочих мест, отметил он.

Любопытно, что выступавший на форуме генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гурриа отметил: из-за минувшего кризиса жители стран-участниц этой организации, к числу которых относятся наиболее развитые государства, утратили доверие к государственным институтам и правительствам. «Они не считают, что институты в состоянии решать их проблемы», - подчеркнул он.

Отметим, что тот же Дмитрий Медведев всего год назад на Гайдаровском экономическом форуме назвал в качестве основной цели деятельности правительства на ближайшие годы обеспечение перехода к траектории устойчивого экономического роста и повышения его темпов как минимум на 5%. Премьер тогда признал, что зафиксированные по итогам 2012 года темпы роста ВВП в 3,6% являются совершенно недостаточными. Однако, похоже, выход на высокие темпы роста откладывается как минимум еще на несколько лет.

Владислав Кузьмичев