Posted 30 января 2014,, 08:28

Published 30 января 2014,, 08:28

Modified 31 марта, 15:15

Updated 31 марта, 15:15

Счетная палата: Правительство до сих пор не оценило затраты на реализацию "майских указов" Путина

30 января 2014, 08:28

МОСКВА, 30 января. Создание консолидированных групп налогоплательщиков отрицательно повлияло на поступление налога на прибыль в бюджетную систему Российской Федерации. К такому выводу пришли эксперты Счетной палаты.

Как рассказал аудитор Юрий Росляк, за 9 месяцев 2013 года ситуация с наполнением доходной базы регионов кардинально не изменилась. При этом сохранились все проблемы предыдущего периода, а в отдельных случаях даже обострились.

«Так, сравнение результатов 9 месячных периодов 2011, 2012 и 2013 годов говорит о недостаточной сбалансированности консолидированных бюджетов регионов. Объемы доходов в 2013 году не увеличились, оставшись практически на уровне 9 месяцев 2012 года, т.е. более 5,6 трлн рублей, в то время как расходы увеличились на 5,9% и составили более 5,7 трлн рублей. Дефицит консолидированных бюджетов регионов составил 73,8 млрд рублей», - сообщил аудитор.

При этом наибольший удельный вес в структуре доходов консолидированных бюджетов регионов по-прежнему принадлежит налоговым и неналоговым доходам (81,2%). Вместе с тем в ходе мониторинга была отмечена тенденция устойчивого снижения темпов роста налоговых доходов. «Так, по итогам 9 месяцев 2013 года налоговые доходы увеличились всего на 1,5%, в то время как в соответствующие периоды 2011 и 2012 годов - на 17,9% и 6,5% соответственно», - констатировал докладчик.

Говоря о проблемах, оказывающих влияние на формирование и исполнение консолидированных бюджетов регионов, Юрий Росляк в первую очередь отметил значительное сокращение (на 17,2% по сравнению с соответствующим периодом 2012 года) поступлений по одному из основных налогов - налогу на прибыль организаций.

Среди основных причин такого сокращения называется снижение объемов промышленного производства и экономической активности, а также принятие федерального закона о создании консолидированных групп налогоплательщиков (КГН). «При общем сокращении поступлений налога на прибыль в сумме 248,9 млрд рублей по сравнению с аналогичным периодом 2012 года снижение, связанное с деятельностью КГН, составило 177,2 млрд рублей, или 71,2% от общего объема снижения поступлений, тогда как на всех остальных плательщиков этого налога приходится всего 28,8%», - сказал Юрий Росляк.

В целом за 9 месяцев 2013 года по этим группам поступило налога на прибыль организаций на 15,4 млрд рублей меньше, чем, если бы они были самостоятельными. Однако при этом недополучили доходы 24 региона в сумме около 43 млрд рублей, увеличились доходы у 54 регионов на сумму 27,5 млрд рублей. Причем увеличение поступления налога на прибыль в связи с созданием КГН, как правило, произошло в дотационных регионах, а уменьшение в регионах-донорах.

Также в Счетной палате отмечают, что на федеральном и региональном уровнях не существует единых подходов к расчету выпадающих доходов по налогу на прибыль организаций по данной группе налогоплательщиков, системы оперативной и достоверной отчетности, а также механизма прогнозирования результатов деятельности КГН на предстоящий период в разрезе территорий.

«Таким образом, проведенный анализ наглядно показал неприемлемость принятия и реализации подобных законов без тщательной проработки их воздействия на бюджеты субъектов Российской Федерации, а в случае необходимости их принятия, нужно создавать компенсационные фонды для поддержки тех регионов, которые несут бюджетные потери в результате принятых решений», - заявил Юрий Росляк.

Другая нерешенная проблема, на которую обратил внимание докладчик, касается выпадающих доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ, образующихся в результате предоставления налоговых льгот на всех уровнях (663,3 млрд рублей или 8,2% доходов консолидированных бюджетов регионов). При этом рекомендации Совета Федерации в части разработки механизма ежегодной компенсации выпадающих доходов регионов в связи с предоставлением льгот до настоящего времени правительством не исполнены.

Кроме того, на коллегии отмечалось, что в связи с увеличением с 1 января 2013 года более чем в два раза размера фиксированного страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей, многие регионы столкнулись с проблемой снижения предпринимательской активности, что в свою очередь негативно повлияло на наполнение доходной базы субъектов РФ.

В целом проведенный анализ выявил необходимость разработки и утверждения новых четких перспективных направлений развития системы межбюджетных отношений на средний и долгосрочный периоды, а также корректировки госпрограмм, регулирующих вопросы межбюджетных отношений, приведение их финансовых показателей в соответствие с показателями закона о федеральном бюджете на 2014-2016 годы и их взаимоувязки с соответствующими региональными программами и положениями указов президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.

В ходе обсуждения результатов мониторинга достаточности финансовых ресурсов, необходимых для безусловного выполнения "майских указов" президента, было отмечено, что правительство до сих пор не осуществило комплексную оценку необходимых затрат бюджетов всех уровней на их реализацию. Анализ информации, полученной от Минфина, отраслевых федеральных министерств и регионов о финансовом обеспечении мероприятий "майских указов", выявил несогласованность в части оценки средств, необходимых для их реализации, либо отсутствие достоверной информации.

Наиболее острая ситуация складывается с обеспечением реализации указа № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». В консолидированных бюджетах субъектов РФ предусмотрено чуть более половины (56,2%) необходимых для его реализации средств, что создает риски невыполнения поставленной задачи по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем.

Коллегия приняла решение направить информационное письмо в правительство Российской Федерации. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия направляется в палаты Федерального собрания.