Posted 24 февраля 2014,, 15:29

Published 24 февраля 2014,, 15:29

Modified 30 января, 20:40

Updated 30 января, 20:40

На дешевом рубле далеко не уедешь

24 февраля 2014, 15:29
Девальвация начала негативно сказываться на российской промышленности. Первой жертвой стал автопром - чуть ли не единственная отрасль в обрабатывающем секторе, которую либеральные реформы укрепили, а не разрушили.

Начало года оказалось в целом неудачным для многих автогигантов, продающих свои автомобили в России. В январе с конвейеров российских заводов сошло около 117 тыс. новых автомобилей - примерно на 14,1% меньше уровня соответствующего периода прошлого года. По данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи в России упали на 6%. Таким образом, прошлогодний спад спроса продолжился. К тому же, в декабре 2013-го завершилось действие программы государственного кредитования, и многие из тех, кто хотел купить машину, поспешили это сделать в конце года по льготным ставкам.

Российские автогиганты выходят из ситуации по-разному. «АвтоВАЗ» объявил о сокращении штата сотрудников на 7,5 тыс. человек. УАЗ остановил производство на 2 недели и ожидает повторной остановки поздней весной. КАМАЗ отправился на вынужденные выходные, чтобы не затоваривать склады в условиях стагнации рынка. Из сохранившихся со времен СССР брендов лишь у ГАЗа дела идут более-менее сносно из-за повышения спроса на автобусы и микроавтобусы, рассказал директор аналитического отдела United Traders Михаил Крылов.

Проблемы начались и у западных автомобильных концернов, решившихся построить свои заводы в России. О приостановке производства на две недели объявил завод General Motors в Санкт-Петербурге. Чуть раньше сообщалось, что GM с марта 2014 года переходит с трехсменного на двухсменный режим работы и увеличивает скорость конвейера для оптимизации производственных процессов.

Главной причиной снижения продаж в начале 2014 года опрошенные "Росбалтом" эксперты называют девальвацию рубля. Причем влияет она как на финансовые и производственные показатели автоконцернов, так и на психологию покупателей.

Несмотря на локализацию производства, которую провели многие мировые автогиганты в России, практически все они в значительной мере зависят от импорта комплектующих. Процесс же создания своих производств у смежников еще не набрал нужную скорость, и далеко не все они успели открыть здесь свои заводы к началу снижения спроса и роста издержек. "Поскольку затратная база импортируемых автомобилей формируется, прежде всего, в иностранной валюте, то наблюдаемый в последние недели резкий рост этих валют по отношению к рублю ведет к существенному снижению консолидированной прибыльности реализуемых автомобилей. Автомобильные компании, имеющие производственные мощности в России, находятся в чуть более выгодной ситуации по сравнению с импортерами, поскольку значительная часть их производственных затрат номинирована в рублях", - рассказал коммерческий директор Volvo Car Russia Максим Виноградов.

Что же касается населения, многие предпочли отложить покупку и попытались заработать на росте курса валют. "Опасения девальвации привели к тому, что значительная часть доходов домашних хозяйств, которая раньше тратилась на товары длительного пользования, теперь сберегается", - отметил Михаил Крылов.

Кроме того, с 2014 года российские автоконцерны обязаны платить утилизационный сбор наравне с импортерами, в отношении которых эта мера начала действовать еще в сентябре 2012 года, напомнил аналитик FIBO Group Василий Якимкин.

Автопроизводители попали в ценовой капкан. Растущие расходы, казалось бы, заставляют их повышать цены. Но спрос невелик и продолжает падать, а повышение цен может привести к еще большему сокращению продаж. Управляющий директор KIA Motors Rus Артем Гусаров полагает, что по итогам 2014 года цены на автомобили вырастут всего на 2-3%. "Сейчас за ориентир выбран уровень автомобильной инфляции в 2-3% в год", - заявил он. Кроме того, эксперт уверен, что девальвация ограничит возможности автопроизводителей в отношении специальных программ по стимулированию продаж.

Максим Виноградов, в свою очередь, прогнозирует, что при сохранении текущей ситуации с валютными курсами на повышение цен рано или поздно будут вынуждены пойти все производители. Некоторые уже это сделали в рамках традиционного обновления прайс-листа в 2014 году. При этом сама Volvo, по его словам, в краткосрочной перспективе не планирует поднимать цены в России. Правда, эксперт оговорился, что компания будет продолжать следить за динамикой валютных курсов и учитывать действия конкурентов - не исключено, что ей придется скорректировать свою позицию по данному вопросу уже в ближайшие месяцы.

Владислав Кузьмичев