Posted 19 июня 2014,, 12:16

Published 19 июня 2014,, 12:16

Modified 31 марта, 13:02

Updated 31 марта, 13:02

Крым: ни себе, ни Сочи

19 июня 2014, 12:16
Нынешний туристический сезон преподнес немало неприятных сюрпризов российским туроператорам. Транспортные проблемы не позволяют заполнить крымские пляжи на уровне прошлого года, а Олимпийская столица страдает из-за ошибок в маркетинге.

Нынешний туристический сезон преподнес немало неприятных сюрпризов российским туроператорам. Транспортные проблемы не позволяют заполнить пляжи Крыма на уровне прошлого года, а Сочи страдает из-за ошибок в маркетинге.

Правда, говорить о провале турсезона в Крыму преждевременно, отмечает генеральный директор турагентства «Отпуск 2.0» Анна Минина. По ее словам, интерес к полуострову хорошо подстегивает шумиха в СМИ, а наиболее кардинальной мерой является настойчивая рекомендация не выезжать за рубеж сотрудникам силовых ведомств. «Насколько мне известно, многие организации выдают в этом году путевки именно в Крым: пенсионерам, учащимся и другим бюджетникам. Но не только правительство и его квоты влияют на экономику и туристические отрасли региона. Сегодня многие туроператоры взглянули на Крым. Запущены новые чартеры, агентства предлагают блоки мест и уместные цены. Крым сохранит и «своего» украинского туриста, если не будет ужесточения визовой политики и роста цен», - считает эксперт.

Рост интереса к полуострову подтверждают и другие компании. Например, директор по развитию ГК «Пулково-Сервис» Дмитрий Дроевский отмечает, что продажа билетов в Крым по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилась до 70%. Билеты лоукостера «Добролет» были раскуплены почти сразу, и компания «Аэрофлот» приняла решение запустить первый рейс этого перевозчика не по маршруту Москва-Санкт-Петербург, как планировала изначально, а от Москвы до Симферополья. Сам «Аэрофлот» увеличил с 16 июня число ежедневных рейсов Санкт-Петербург-Симферополь с двух в мае до пяти.

«Популярность этого направления объясняется не только всплеском патриотических чувств, но еще и тем, что Крым теперь открыт для бизнеса. Очень много поездок в Крым совершается по работе, там проходит множество конференций и совещаний. На наш взгляд, тот фактор, что большинство государственных работников предпочитают проводить свой отпуск на территории России, тоже сыграл свою роль», - отмечает Дроевский. При этом он признает, что сейчас найти недорогие билеты очень тяжело.

В то же время, по свидетельствам других экспертов, заполняемость крымских пляжей в этом году существенно отстает от прошлогодней - ведь 60% туристического потока приходилось на граждан Украины. Хотя интерес к Крыму со стороны россиян действительно довольно большой, число российских туристов на полуострове в этом году меньше, чем в 2013-м, рассказывает пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. По ее оценке, проблема заключается в том, что прямых автомобильных и железнодорожных маршрутов через территорию Украины практически не существует из-за боевых действий, авиация не справляется с перевозкой всех желающих, число доступных по цене билетов невелико, а маршрут через Анапу, включающий транспортировку на пароме до Керчи, — слишком долгий. «Не случайно в этом году регистрируется всплеск интереса к отдыху в Анапе, - отмечает Тюрина. - Часть туристов, следующих в Крым, поддается уговорам местных предпринимателей и размещается в анапских пансионатах и гостиницах. Впрочем, пока рано подводить итоги, поскольку купальный сезон в Крыму открылся лишь 10 июня».

Неожиданно провальным этот сезон может оказаться для Сочи, куда были вложены огромные деньги в ходе подготовки к Олимпиаде. Были надежды, что преобразившийся Сочи станет настоящей российской туристической Меккой, однако этого не происходит. По оценке Тюриной, масштабная реконструкция города пока не сказалась положительно на росте туристического потока. Часть туристов перехватил Крым, но и сами сочинцы допустили несколько ошибок. «Во-первых, вовремя не отреагировали скидками на появление конкурента, а во-вторых, не проводят рекламную кампанию новых туристических возможностей города. Старые гостиницы уже хорошо известны, но цены они не снижают, а о новых пока мало что известно. В СМИ прошла рекламная кампания Краснодарского края в целом, но 80% населения нашей страны не связывают название этого региона с Сочи», - поясняет Тюрина. Правда, недавно прошла большая презентация новых туристических возможностей Сочи для туроператоров, однако с проведением этого мероприятия запоздали, поскольку туристический сезон уже начался.

Для зарубежных туристов Россия сейчас вообще выглядит непривлекательно. По оценке генерального директора «Свой ТТ» Сергея Войтовича, сезон проваливается. И главная причина — политическое напряжение, возникшее из-за украинских событий. «Падает поток из основных европейских стран на 20-25%, из США, Канады, Японии — на 30-40%, и его невозможно будет компенсировать «дешевым» туризмом из Китая. Именно сейчас, на фоне отрицательного политического фона, необходимо было ввести меры по ослаблению визового режима для туристов из развитых стран, но мы этот шанс снова упускаем», - констатирует эксперт.

Россияне, в свою очередь, стали меньше ездить на отдых за рубеж - в такие страны, как Турция, Черногория,Таиланд, Испания и Китай. «Мы предполагаем, что наши новые клиенты, покупающие билеты на регулярные рейсы в Крым, – это бывшие клиенты турагентств, покупавшие путевки на популярные курорты за границей», - говорит Дроевский. Частично на снижение продаж зарубежных вояжей повлияло и ограничение для выезда силовиков за границу, введенное в России. В связи с этим некоторые «невыездные» решили не искать обходные пути, а отдыхать на территории России.

Владислав Кузьмичев