Posted 25 июня 2014,, 05:15

Published 25 июня 2014,, 05:15

Modified 31 марта, 12:57

Updated 31 марта, 12:57

Украина дала России шанс укрепить оборонку

25 июня 2014, 05:15
Украинский конфликт пока работает на пользу российской экономике. У России появился веский повод восстановить производство в ОПК и авиапроме. Правда, обойдется это недешево.

Несмотря на санкции США и Евросоюза, украинский конфликт пока работает на пользу российской экономике. Имея схожие с Украиной рынки сбыта, Россия получает возможность увеличить производство своих товаров. Началось все с продовольствия, а теперь перемены возможны и в более сложных секторах.

Как заявлял ранее вице-премьер Дмитрий Рогозин, российская промышленность в течение двух с половиной лет сможет отказаться от производимой на Украине продукции оборонного комплекса. На днях замминистра обороны Юрий Борисов дал понять, что полностью реализовать эту задачу не получится, но зависимость от поставок украинских комплектующих удастся сократить на 95%. По его словам, был проведен анализ наличия запасов комплектующих, готовится производство всех деталей, составлен график по импортозамещению.

Такие заявления появились на фоне запрета на любое сотрудничество с Россией в военно-промышленном комплексе, введенного новым украинским президентом Петром Порошенко. Российские эксперты сравнивают это решение с «выстрелом себе в ногу» и полагают, что Порошенко де-факто собирается уничтожить главный сектор украинской промышленности, оставшийся в наследство от Советского Союза.

В советское время экономики Украины и России были тесно интегрированы между собой. После распада СССР многие производственные цепочки оказались разорваны, но в сфере ОПК взаимодействие сохранилось. «Исторически сложилось, что Украина имеет не только мощный моторостроительный комплекс, но еще и сильную ресурсную базу. Кроме того, на Украине есть квалифицированные кадры, которые обеспечивают производство. Поэтому Россия нуждается в украинской машиностроительной промышленности. Например, в прошлых годах Украина успешно экспортировала вагоны, авиатехнику и автомобили», - рассказывает аналитик FIBO Group Владимир Журавель.

Эксперт полагает, что стоимость «украинозамещения» в ОПК составит не один миллиард евро. «Вполне прогнозируемо, что сумма инвестиций будет увеличиваться в ходе реализации данного проекта. И сроки в 2,5-3 года приукрашены. Если бы на это требовалось так мало времени, то все необходимое для ВПК изначально бы производилось в РФ. Предварительно можно сказать, чтобы полноценно отладить ВПК потребуется от 5 до 10 лет», - отмечает Журавель.

«Военно-промышленный развод» нанесет немалый ущерб и смежным областям. Научный руководитель Московского космического клуба Иван Моисеев уверен, что в ряде секторов заменить украинскую продукцию будет довольно сложно. Например, он полагает, что сборку ракет-носителей «Зенит» и «Днепр», проводимую на Украине, заместить нельзя - проще сделать новые ракеты. Кроме того, будет потерян авторский контроль за «Сатаной». Блоки аппаратуры, поставляемые Украиной для российского космического сегмента, заместить можно. Но при этом придется строить (покупать) соответствующее оборудование. Цикл замещения, уверен эксперт, должен включать большой объем дополнительных испытаний на разных этапах создания аппаратуры и традиционно огромные в России накладные расходы на все это. «Потребуются серьезные организационные мероприятия. У нас и без этой проблемы системный кризис в космической отрасли, идет (и еще минимум три года будет идти) реорганизация, проблема надежности, общая неудовлетворительная схема госуправления в космонавтике… 10 лет – можно согласиться, но это очень оптимистическая оценка, в расчете, что мы будем работать хорошо», - убежден Моисеев.

Кроме того, Россия и Украина активно сотрудничали в области вертолетостроения, напоминает аналитик компании «Альпари» Анна Кокорева. Филиал предприятия «МоторСич» должен был открыться в Дубне и обеспечить модернизацию российских вертолетов класса Ми-8, а также поддерживать самолетный и вертолетный парк страны в должном состоянии. Плотное сотрудничество велось и с ГП «Антонов». Однако украинское предприятие «КБ им. Антонова» объявило о блокировании программы ремоторизации эксплуатировавшихся в России самолетов Ан-2, в рамках которой около 500 таких машин должны были получить новые двигатели. «Разрыв сотрудничества будет болезненным для России, так как отечественные предприятия, выпускающие аналогичную продукцию, находятся в упадке, за исключением отдельных предприятий. Именно на эту отрасль придутся основные вложения», - прогнозирует эксперт.

Впрочем, финансовые ресурсы у России есть. Из-за украинских событий и очередного обострения ситуации в Ираке стоимость нефти опять пошла вверх и приблизилась к отметке в $115 за баррель марки Brent. Это значит, что федеральный бюджет вновь может стать профицитным, а стабилизационные фонды будут пополняться, несмотря на общую стагнацию в экономике.

Владислав Кузьмичев