Posted 14 октября 2015,, 13:04

Published 14 октября 2015,, 13:04

Modified 31 марта, 05:53

Updated 31 марта, 05:53

«Популярными могут стать самые неожиданные платежные решения»

14 октября 2015, 13:04
В преддверии международной конференции «eCom21» член правления Transact Pro Максим Ярошевский рассказал о новейших трендах развития онлайн-платежей, проблемах и перспективах этого бизнеса.

19—20 ноября в Риге состоится IV международная конференция «eCom21», посвященная актуальным тенденциям и перспективам в сфере электронных платежей. Одним из партнеров этого форума уже второй год является компания Transact Pro — лидер на латвийском рынке небанковских платежных услуг. В преддверии «eCom21» член правления Transact Pro Максим Ярошевский рассказал «Росбалту» о новейших трендах развития онлайн-платежей, проблемах и перспективах этого стремительно развивающегося бизнеса.

— Тема нынешней конференции — «Процессинг. Прием платежей. Эволюция е-коммерции» — имеет непосредственное отношение к деятельности вашей компании. Каковы, на ваш взгляд, основные тренды, которые сегодня влияют на этот рынок?

— Как мы видим, появилось большое количество участников рынка, стартапов с новыми проектами и решениями. Думаю, лишь немногие из них смогут завоевать свою часть рынка и развиваться в долгосрочной перспективе.

Весь этот широкий спектр разнообразных платежных решений, который сейчас предлагается, доказывает, что технологические возможности очень широки. Вопрос в том, что же выберет пользователь.

Также серьезное влияние на развитие рынка оказывает усиливающееся регулирование (законодательство, правила платежных систем), которое заставляет его участников действовать в определенных рамках.

— Небанковские платежные структуры уже начинают отбирать часть платежного бизнеса у банков. Каковы здесь перспективы? Могут ли эти два класса институций сотрудничать или работать параллельно — каждый в своей нише?

— Вероятнее всего, небанковские платежные структуры могут эффективно конкурировать с банками лишь в определенных сегментах, например, в сфере микроплатежей. А финансовые потоки больших компаний и тех же платежных структур все равно будут идти через банки. Без помощи банка обычный сервис-провайдер не сможет сделать ни один платеж, будь то карточный или классический.

В конце концов, клиентские деньги все равно находятся в коммерческом банке, поэтому, вероятнее всего, обе стороны научатся извлекать выгоду из обоюдного сотрудничества. Сервис-провайдер должен найти свою нишу и своего клиента — и с ним работать. Например, сервис-провайдер должен обратить внимание на ниши, которые банкам могут быть неинтересны или которые они просто не видят; предлагать такие продукты, которые банк в силу своего положения и размеров не хочет или не может вводить.

Нужно отметить, что конкурировать напрямую с традиционными банковскими продуктами тяжело, по крайней мере на местном рынке. Небанковские структуры попробовали свои силы в платежном бизнесе, и уже становятся понятны их сильные и слабые стороны.

Потенциал развития небанковских платежных структур в каждом регионе совершенно разный. Например, в Латвии при хорошо развитом банковском ритейле для платежных институций остается не так много рынка. В свою очередь, в регионах, где банки не предлагают достаточно удобный и качественный платежный сервис, небанковские структуры имеют очень хороший потенциал.

— Какие вопросы для пеймент-сервис-провайдеров пока остаются нерешенными, что мешает развитию?

— Много усилий тратится на соблюдение требований регулятора, платежных систем, требований по ИТ-безопасности, защите личных данных и т. д. Есть и нерешенные вопросы в законодательстве — например, проблема сохранности клиентских денег. Скажем, в соответствии с нормами «Закона о гарантиях вкладов» сервис-провайдер не может получить гарантированное законом возмещение как обычный клиент коммерческого банка.

— Что, напротив, способствует прогрессу?

— Благодаря развитию технологий произошел переход ритейла в онлайн, и это давно уже стало нормой. Именно развитие новых технологий двигает отрасль вперед. В этом году мы стали свидетелями того, как два ИТ-гиганта — Google и Apple — включились в игру за удобство оплаты. Такие крупные игроки однозначно могут задать четкий тренд на рынке и научить потребителей пользоваться своими решениями.

— Не происходит ли это развитие слишком быстро, опережая финансовую инфраструктуру, юридическую базу?

— Думаю, развитие идет своим естественным путем. Вначале наблюдается рост и ажиотаж, появляется много начинающих игроков, затем происходит коррекция и часть из них исчезает. В результате определятся основные тренды, которые и будут развиваться.

— Каким образом, на ваш взгляд, в перспективе будут совершенствоваться услуги пеймент-сервис-провайдеров? Что появится нового и интересного?

— У провайдеров, как у настоящих стартапов, будет появляться много нового и интересного в платежах. Возможно, мы будем наблюдать взлеты популярности самых неожиданных платежных решений. Уже сейчас стоит отметить тренд развития технологий, направленных на решения для оплаты при помощи мобильных устройств вместо карт. На это делают ставку многие крупные игроки, инвестируя в технологии и инфраструктуру. Еще наблюдаются такие тренды, как развитие карточных P2P платежей, платежей с банковского счета без карты, дешевые переводы, биометрическая аутентификация.

— На какие инновации делаете акцент в своей деятельности вы?

— Мы делаем акцент на новые технологии в реализации новой версии платежного шлюза. А именно — микросервисов, с помощью которых нужные бизнесу изменения будут вноситься быстрее. Это будет происходить именно за счет примененной архитектуры микросервисов, которую можно легко масштабировать для бизнесов разных размеров и направлений, поскольку наши клиенты — это и мелкие торговцы, и крупные банки, и им всем нужны современные решения в области процессинга.

Мы не ставим своей задачей совершать революцию и предлагать концептуально новые решения, а больше концентрируемся на усовершенствовании существующих инструментов и продуктов. Если говорить о так называемой платежной революции, то мы свою роль видим в обеспечении поддержки революционеров.

— Вы являетесь партнером конференции «eCom21» уже второй год. Каковы, на ваш взгляд, главные преимущества этого форума?

— Форум интересен тем, что он собирает вместе большое количество участников рынка из разных регионов, включая лидеров своих отраслей. Все делятся своими мнениями о трендах, проблемах и их решениях. Благодаря этому на «eCom21» можно найти ответы на важные вопросы — в каком направлении развивается рынок, какие проблемы актуальны, какие амбиции у инноваторов и т. д. Такая информация полезна для разработки и коррекции собственных планов развития.

Беседовала Ольга Соколова

Конференция «eCom21» традиционно проходит при поддержке латвийского банка Rietumu, являющегося лидером в сфере обслуживания электронной коммерции в Балтии.