Posted 17 марта 2016,, 15:28

Published 17 марта 2016,, 15:28

Modified 31 марта, 03:59

Updated 31 марта, 03:59

Новое трубное оживление

17 марта 2016, 15:28
Россия решила попробовать еще раз перейти в наступление на Евросоюз, используя для этого «Северный» и «Южный» газовые потоки.

На этой неделе лидеры девяти стран Евросоюза подписали и направили главе Еврокомиссии Жан-Клоду Юнкеру письмо, выражающее их несогласие с российским проектом «Северный поток-2». По данным информационного агентства Reuters, документ был подписан премьер-министрами Венгрии, Латвии, Польши, Румынии, Словакии, Чехии и Эстонии, а также президентом Литвы. Позднее документ был подписан и Хорватией. Таким образом, российская пресса ошибается, когда сообщает о том, что речь идет о «письме восьми».

Авторы письма утверждают, что «проект существенно повлияет на развитие рынка газа и модель транзита газа в регионе, в первую очередь на транзитный маршрут через территорию Украины», а также может «нести определенные риски для энергетической безопасности в Центральной и Восточной Европе».

О том каковы эти риски, впрочем, в документе не упоминается, хотя можно предположить, что речь идет все о том же украинском направлении транзита и рисках для ряда стран Центральной и Восточной Европы потерять доступ к российскому газу или доходы от его транзита.

Впрочем, есть и другое мнение. Его высказал заместитель главы российского подразделения Shell Дуглас Бакли. Здесь стоит отметить, что эта британо-нидерландская компания – один из будущих совладельцев «Северного потока-2», ей будет принадлежать 10 процентов акций, столько же, сколько австрийской OMV, французской ENGIE, немецким E.ON и BASF/Wintershall. Остальные 50 процентов останутся у «Газпрома».

«Мы - коммерческая компания, и мы смотрим на коммерческие возможности. Фундаментальные факторы для проекта благоприятны», - заявил Бакли. Пока, судя по всему, в ЕС торжествует именно такая, рационалистическая, точка зрения. Так что «письмо девяти» похоже на попытку не закрыть, а притормозить реализацию проекта. Несмотря на то, что даже в самой России некоторые независимые аналитики говорят о бесперспективности проекта, «Газпром» уже выбрал поставщиков труб для газопровода, что является сигналом к началу строительства.

В то же время, российские газовщики пытаются вернуться в ЕС и по южному направлению. Конечно, анонсированный после конфликта с Болгарией и Еврокомиссией лично Владимиром Путиным проект газопровода «Турецкий поток» явно приказал долго жить. Теперь же речь идет о реанимации проекта «Южный поток», реализация которого была приостановлена из-за отказа новых болгарских властей пропускать его по своей территории. Причем никто не скрывал, что такое решение было принято после политического давления на официальную Софию со стороны США и Еврокомиссии.

Первыми о возможности возобновления проекта начали писать болгарские СМИ, они утверждали, что переговоры уже идут. Российская сторона, однако, это отрицала. Теперь же появились и первые косвенные подтверждения со стороны Кремля. «С объективной точки зрения, с точки зрения потребностей Европы в российском газе, такая перспектива есть», - заявил, в частности, в среду постоянный представитель РФ при ЕС Владимир Чижов, отвечая на вопрос журналиста о возможности возобновления проекта «Южный поток».

Впрочем, заявления по «Южному потоку» могут быть связаны и с тем, что «Газпром» не хочет терять деньги, и пытается избежать исков со стороны субподрядчиков этого проекта или хотя бы отсрочить их. В проспекте выпуска еврооблигаций, который опубликовала компания, дается оценка всем потенциальным рискам - чтобы инвесторы понимали, во что они вкладываются. Так вот, там, в частности, сообщается, что российской газовой монополии грозят иски из-за срыва проекта «Южный поток». Действительно, итальянская Saipem, отвечавшая за прокладку морского участка трубы, через Международную торговую палату Парижа уже потребовала 759 млн евро от подконтрольной «Газпрому» South Stream Transport B.V.

Так что ясности с будущим «Южного потока» нет. А вот «Северный поток-2» уже фактически стартовал. Что, правда, не отменяет того факта, что и его реализация может быть приостановлена под давлением стран Центральной и Восточной Европы. И это будет означать для «Газпрома» дополнительные многомилионные потери, пожалуй, даже большие, чем в случае с «Южным потоком».

Иван Преображенский