Posted 20 сентября 2016,, 12:41

Published 20 сентября 2016,, 12:41

Modified 31 марта, 01:49

Updated 31 марта, 01:49

Как «убить» сельхозпредприятие

20 сентября 2016, 12:41
В Ленинградской области выставлено на торги имущество некогда успешного совхоза. При этом есть основания полагать, что впоследствии сделка может быть оспорена из-за нарушения процедуры.

Совхоз «Верево» был создан после войны в 1949 году из мелких подсобных хозяйств нескольких деревень — Верево, Вайя, Кокколово, Пегелево и Зайцево. В 2000-е годы предприятие успешно занималось выращиванием овощей и разведением племенного скота. Однако пережить кризис 2008 года совхозу не удалось, и он был объявлен банкротом.

За 5 лет в совхозе сменилось несколько конкурсных управляющих, которые вместо спасения хозяйства привели его к полному разрушению. В настоящее время весь скот (а это 1500 голов) утерян, овощи больше не выращиваются, а имущество выставлено на торги. При этом, как отмечают эксперты, торги организованы с нарушениями процедуры, прописанной в законе о банкротстве.

Поскольку ОАО «Верево» является сельскохозяйственным предприятием, в соответствии с законом при реализации его имущества приоритетными покупателями должны быть другие сельхозпредприятия данного субъекта Федерации, т. е. Ленинградской области. Однако сообщение о торгах было напечатано в местной газете «Гатчина домашняя», которая имеет сравнительно малый тираж и, соответственно, небольшую аудиторию. Кроме того, при объявлении торгов не были указаны необходимые реквизиты и контакты.

Также в информации о торгах не прописаны все обременения имущества, в том числе ипотека Сбербанка и Банка «Открытие». А ведь потенциальным покупателям необходимо внимательно изучить все характеристики актива — никто не захочет приобретать «кота в мешке».

Эксперты также обращают внимание на то, что в составе имущества на торги выставлены земельные паи. В соответствии с законом об обороте земель, данные паи могут быть выкуплены только другими пайщиками. Если лот будет выкуплен не пайщиком, то данную сделку можно будет оспорить. Но об этом в сообщении о торгах ничего не говорится.

В законе о банкротстве для сельскохозяйственных предприятий специально предусмотрена длительная процедура реализации имущества, чтобы по возможности сохранить хозяйство, а не быстро все распродать, без оглядки на национальные интересы. Торги могут проводиться в семь этапов, пока не будет найден покупатель:

— реализация в составе сельскохозяйственного предприятия (первые и повторные торги);

— реализация как имущественного комплекса (первые и повторные торги);

— реализация имущества отдельными лотами (первые и повторные торги);

— публичные торги (предусматривающие понижение до 10% стоимости).

Однако конкурсный управляющий ОАО «Верево» пропустил первые и повторные торги отдельными лотами. Странно, что на это не обратили внимание кредиторы, в том числе такие крупные, как Сбербанк и Россельхозбанк — ведь для них это чревато прямыми убытками. Впрочем, любой кредитор теперь может оспорить торги, основываясь на том, что не были соблюдены все необходимые процедуры.

По мнению экспертов, нарушения в организации торгов могут свидетельствовать о том, что уже имеется конкретный покупатель, который стремится побыстрее завершить сделку по минимальной стоимости. А исходя из того, что и конкурсный управляющий ОАО «Верево», и организатор торгов ООО «Глобал Инвест» — достаточно опытны и профессиональны, можно предположить, что ошибки и неточности допущены специально, чтобы была возможность отменить торги при «неправильном» победителе. Так что, похоже, эти торги, как «русская рулетка», — удел особо азартных участников рынка.

Судя по всему, сохранить бывший совхоз уже вряд ли что-то поможет — даже при нынешней благоприятной конъюнктуре и российских антисанкциях, направленных на поддержку отечественного сельского хозяйства.

Анастасия Воробьева